Танеев Сергей Иванович
(род. в 1856 г.) — известный панист-виртуоз и композитор.
Изучал в Московской консерватории игру на фортепиано у Н. Рубинштейна, теорию у Чайковского.
Окончив курс, концертировал во многих городах России.
Был профессором (по кафедре специальной теории композиции), потом некоторое время директором Моск. консерватории.
Написал квартеты, увертюру, оперу "Орестейя", поставленную в Петербурге в 1895 г., и проч. Наибольшей популярностью пользуется его камерная музыка. {Брокгауз} Танеев, Сергей Иванович — род. 13 ноября 1856 во Владимирской губ. Сын чиновника, рано стал учиться музыке. 10-ти лет (1866) поступил в московскую консерваторию (по фортепианному классу Лангера).
Благодаря настояниям директора консерватории Н. Рубинштейна, родители, хотевшие 1869 принять мальчика-гимназиста из консерватории, оставили его там, заменив гимназические занятия домашними.
В консерватории Т. изучал игру на фп. у Рубинштейна и теорию музыки у Губерта (формы, фуга) и Чайковского (гармония, инструментовка, свободное сочинение).
В 1875 Т. окончил консерваторию с большой золотой медалью (первою с основания консерватории); в 1876 концертировал по России (с Ауэром), в 1877—78 жил в Париже, концертировал в остзейских провинциях (1878) и в том же году приглашен был в московскую консерваторию профессором гармонии и инструментовки на место ушедшего Чайковского.
В конце 1880—81 Т. взял на себя также класс фп. (после ухода Клиндворта и смерти Н. Рубинштейна), которым и руководил по 1887—88. По уходе Губерта в начале 1883 Т. стал преподавать свободное сочинение (по 1887—88); в настоящее время Т. преподает только контрапункт (с 1888), фугу (с 1891) и формы сочинения (с 1897). По уходе Губерта Т. состоял директором консерватории в 1885—89, руководя в то же время классами хоровым и оркестровым.
За время директорства, Т. удалось, благодаря увеличению стипендий по духовым инструментам, добиться организации полного ученического оркестра (1888). Количество учащихся, вследствие более строгого подбора, при нем уменьшилось, но дефициты уничтожились.
Как пианист Т. теперь почти не выступает.
Впервые он выступил публично в Москве 1875 в концертах И. Р. М. О. Уже тогда он обнаружил ту зрелость, стильность и художественную объективность передачи, которые и впоследствии, еще более развившись, составили характерную особенность Т. как пианиста.
Т. между прочим явился первым исполнителем В-moll''ного концерта Чайковского (1875), его же фортепианной фантазии (1884), фортепианного трио (1882) и посмертного концерта Es-dur (1896); за промежуток 1875—96 гг. неоднократно выступал в концертах И. Р. М. О. в Москве, а также СПб., Харькове, Нижнем Новгороде и др. Как преподаватель Т. отличается редкой энергией, знанием дела и систематичностью; очень большое внимание уделяется им (отчасти под влиянием Лароша) при преподавании изучению старинных мастеров и строгого стиля. Это один из лучших современных знатоков контрапункта, и не только в прикладной области преподавания и композиции, но и в области теоретического исследования.
Сочинения Т. отличаются мастерством тематического развития и богатством голосоведения.
Наиболее известны из них камерные сочинения.
Первое публично исполненное сочинение Т. относится к 1880 (хор с оркестром "Я памятник себе" при открытии памятника Пушкину), первое напечатанное к 1881 (3 мужских хора). Изданы: А. Для оркестра: 1-я симфония C-moll op. 12, 1902 (собственно 4-я, см. ниже). В. Для камерного ансамбля — 5 струнных квартетов: В-moll (op. 4), C-dur (op. 5), D-moll (op. 7), А-moll (op. 11), А-dur (op. 13). C. Опера "Opeстея", трилогия (в 8 картинах) по Эсхилу, либретто А. Венкстерна; писалась больше 10 лет, издана в 1894 (литограф.) и в исправленном виде, в 1898 (партитура и клавираусц. на языках рус., нем. и франц.); шла в СПб. на Мариинской сцене 1895. D. Кантата "Иоанн Дамаскин" для хора, солистов и орк. (1884). Е. Хоры: 3 мужских на слова Фета, 2 мужских в сборнике Альбрехта, "Восход солнца" для смешанного хора и др. По смерти Чайковского Т. закончил и инструментовал его "Andante и финал" (для фп. с оркестром) и дуэт "Ромео и Юлия"; он переложил также для фп. в 2 и 4 руки многие сочинения Чайковского (симфонии 4-я и 5-я, клавиры "Иоланты" и "Щелкунчика" и др.), Глазунова (5-я симфония) и Аренского (симфон.). В рукописи: симфонии 1-я, 2-я (неоконч.) и третья d-moll (исп. 1885, Москва); увертюра C-dur на рус. темы (исп. 1882); струнное трио; квартеты Es-dur (исп. 1881), C-dur (исп. 1882), 3-й; романсы и др. В рукописи также долженствующее скоро выйти на рус. и нем. языках исследование, плод многолетних изысканий: "Подвижной контрапункт строгого письма" (2 части). Кроме того, изданы переведенные Т. книги Бусслера: "Учебник форм" (1883, вместе с Кашкиным) и "Строгий стиль" (1885). {Риман} Танеев, Сергей Иванович (род. 25.XI.1856 во Владимире-на-Клязьме, ум. 19.VI.1915 в д. Дюдьково Звенигородского уезда Московской губ.) — рус. композитор, музыковед-теоретик, пианист-виртуоз, педагог, муз. деятель.
Музыке (игре на фп.) начал обучаться с 5 лет. Дальнейшее муз. образование получил в Моск. консерватории (1866—75), где его педагогами были Н. Рубинштейн (фп.), П. Чайковский (композиция).
По окончании консерватории занимался преимущ. исполнительской деятельностью (концерты со скрипачом Л. Ауэром и самостоятельные выступления).
В 1875 посетил Грецию, Италию, Швейцарию.
В 1876—77 жил в Париже.
С 1878 по 1905 проф. (1885—89 также директор) Моск. консерватории.
В 1905 покинул консерваторию в знак протеста против консервативных методов руководства, реакционных настроений и бюрократического произвола дирекции.
Принимал участие в работе московских Пречистенских курсов для рабочих.
Один из основателей Народной консерватории (1906) и Муз. научного общества (с 1908 именовавшегося Муз.-теоретической биб-кой). В 1908 возобновил исполнительную деятельность как пианист-солист и в анс. с Чешским квартетом (концерты в Москве, Праге, Вене, Берлине и др. городах Германии).
Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (А. Глазунов назвал его "мировым учителем"), воспитавшего большую группу муз. деятелей, в т. ч. С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера, Р. Глиэра, С. Ляпунова, З. Палиашвили, С. Василенко, А. Александрова, К. Игумнова, А. Гольденвейзера, Г. Конюса и др. Крупнейший муз. ученый, Т. был создателем уникального муз.-теоретического труда "Подвижной контрапункт строгого письма", над которым работал около 17 лет. Творчество Т. отмечено серьезностью, благородством замыслов, душевным здоровьем, мужественной силой, высокой этичностью, философской направленностью содержания, сочетанием глубины мысли и лирической выразительности, выдающимся полифоническим мастерством.
Убежденный сторонник и последователь классических традиций, принципов народности ("Прочно только то, что корнями своими гнездится в народе", — говорил он) и реализма, Т. был решительным противником муз. модернизма, эстетства, самоцельных формальных исканий.
Соч.: опера (муз. трилогия) "Орестея" (по Эсхилу, 1895); кантаты "Памятник" (1880), "Иоанн Дамаскин" (1884), "По прочтении псалма" (1915); 4 симфонии (I — 1874, II — неоконч. 1877, III — 1884, IV — 1898, считается первой), Увертюра на рус. тему (1882), увертюра "Орестея" (1889); Концертная сюита для скр. с орк. (1909); камер.-инструм. анс., в т. ч. 2 квинтета (1901, 1904), Фп. квинтет (1911), 10 квартетов (при жизни композитора издано 6: 1890, 1895, 1896, 1903, 1905, 1906), Фп. квартет (1906), 4 трио (1880, 1907, 1911, 1913), Фп. трио (1903), Канцона для кларн. и стр. квинтета (1883). Соната для скр. и фп. (1911); Прелюдия, фуга для фп. (1910), Прелюдия для фп. (1894), Хорал с вариац. для орг. (1913); 35 хоров без сопр., 5 вок. анс. без сопр., 40 романсов (кроме неизд.), в их числе "Менуэт", "В дымке-невидимке", "Сталактиты", "Люди спят", "Рождение арфы", "Музыка", "Маска", "Зимний путь", "Мое сердце — родник", "Фонтаны" и др.; обр. нар. песен; книги "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909), "Учение о каноне" (посм. изд. в 1929), статья "Анализ модуляций в сонатах Бетховена"; обр. соч. др. композиторов (в т. ч. оконч. и инструм. вок. дуэта "Ромео и Джульетта" П. Чайковского, 1894).