Тамарова Серафима Васильевна
(Фюрер) (1861—1942) — арт. оперы (лирико-колор. сопрано).
Пению обучалась в Петерб. конс. (кл. В. Самуся). позднее у К. Эверарди.
Во 2-й пол. 1880-х гг. пела в Риге. Выступала также в Москве (в 1889 дебютировала в Большом т-ре, но в труппу не была принята), Киеве. Казани (1890—91, 1897— 98), Харькове (1891-93), Тифлисе (1894; здесь гастролировала со своей антрепризой), Саратове (1897, 1900—01), Петербурге (т-р "Аркадия", антр. М. Максаков", 1898—99; "Товарищество рус. оперных артистов" под упр. О. Бестриха и Л. Штейнберга, Нар. дом, 1901, сезон 1903/04) Обладала красивым, сильным, ровным во всех регистрах голосом широкого диапазона.
Исп. отличалось вокальным мастерством и артистизмом. 1-й исп. пар ти й: в Риге — Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского), Гальки ("Галька"); в Петербурге — Марьи ("Сон на Волге"): в Казани — Елизаветы ("Тангейзер"). Лучшие партии: Антонида, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Лиза ("Пиковая дама"), Татьяна, Галька, Валентина, Виолетта.
Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Маргарита ("Фауст"). Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Горислава, Марина Мнишек, Купава, Марья Власьевна, Оксана ("Вакула кузнец"), Лалла Рук ("Фераморс"), Ноэми; Рахиль ("Жидовка"), Леонора ("Трубадур"), Аида, Джильда, Микаэла.
Партнеры: С. Брыкин, Ю. Закржевский, А. Круглов, Я. Любин, М. Максаков, О. Соколова-Фрелих.
Пела п/у В. Зеленого, И. Палицына.
Б. Плотникова, Л. Штейнберга.
Талант певицы высоко ценил П. Чайковский.
Лит.: Вериня С. Ф. Музыкальный театр Латвии и зарождение национальной оперы. —Л., 1973. С. 61—63, 65; Воспоминания о П. И. Чайковском/Сост. Е. Е. Бортникова.
К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина.— М., 1973. С. 346.