Святловская Александра Владимировна
(по мужу Миллер) — известная русская оперная певица; род. в 1860 г.; воспитывалась в Смольном институте; музыкальное образование получила в Моск. консерватории; восемь лет прослужила на моск. императ. сцене, исполняя главные контральтовые партии; потом пела в Германии, Франции, Голландии и Англии, где главным образом пропагандировала русскую музыку.
Занимается музыкальной педагогической деятельностью в Москве. {Брокгауз} Святловская, Александра Владимировна (урожд.; по мужу Мюллер) [14(26).4.1855 (в нек-рых источ. 1856), Петербург— 1923] — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто), камерная певица и педагог.
Жена певца И. И. Мюллера.
Род. в семье генерал-майора.
Образование получила в петерб.
Смольном ин-те. В 1872—76 обучалась пению в Моск. конс. (кл. А. Алек-сандровой-Кочетовой), оперные партии проходила под рук. Н. и А. Рубинштейнов и П. Чайковского.
Последний отмечал: "Голос г-жи Святловской достаточно силен. свеж и красив, Она фразирует со вкусом, поет чисто, верно..."*. В 1875—87 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партиях Вани — "Жизнь за царя" М. Глинки и Рогнеды — "Рогнеда"). Позднее с большим успехом гастролировала в Лейпциге, Берлине, Веймаре, Вене, Праге, Париже и нес к. лет пела в Лондоне (1890-е гг.). В 1880 гастролировала в Харькове.
Обладала сильным красивым голосом, ровным (но тусклым в верхнем регистре) широкого диапазона (две с половиной октавы), худож. вкусом и сцен. дарованием. 1-я исп. партий: Эсфири ("Уриель Акоста"), Солохи ("Черевички"; эта партия ей не удалась), Катерины ("Тарас Бульба" В. Кашперова); в Харькове — Варвары ("Гроза"); в Большом т-ре — Ангела ("Демон" А. Рубинштейна), Ксении ("Нижегородцы"), Маддалены ("Риголетто"; на рус. яз.); на рус. сцене — Фредерика ("Миньон"); на англ, сцене — Няни ("Евгений Онегин", 5 марта 1892, Лондон, т-р "New-Olimpic"). Др. партии: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Груня ("Вражья сила"), Любовь ("Мазепа" П. Чайковского), Ольга ("Евгений Онегин"); Зибель.
Паж Урбан, Нэнси. Партнеры: А. Барцал, П. Богатырев, А. Додонов, Е. Кадмина, М. Климентова, Б. Корсов, А. Крутикива, И. Матчинский, Д. Усатов, П. Хохлов.
Пела п/у У Авранека, И. Альтани, Э. Бевнньяни, Э. Направника, П. Чайковского.
В 1899—1901 давала ежегодные концерты в Малом зале моск. Благородного собрания, гастролировала с концертами по России.
Исп. сольные партии в кантатах И. С. Баха, "Stabat mater" Дж. Перголези (1876), оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (1883), кантате "Москва" П. Чайковского, 9-й симфонии Л. Бетховена (в Москве — 1876, 1884, 1886, в Петербурге— /885), в "Странствии Розы" Р. Шумана (1886). В камерном репертуаре певицы были произв.
Дж. Перголези, Г. Генделя.
Дж. Россини, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
Ш. Гуно, К. Сен-Санса, М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, М. Балакирева, A. Рубинштейна, П. Чайковского (композитор посвятил С. "Колыбельную песню"), С Рахманинова, Г. Конюса.
В 1904 организовала оперную труппу в Москве.
Вела в Москве пед. работу, считалась одним из лучших вокальных педагогов.
Среди ее учениц — Наумова, Юхова-Семенова, Е. Яновская.
Вела переписку с Н. Римским-Корсаковым, B. Сафоновым, Е. Лавровской, Э. Направником, А. Гречаниновым, А. Корещенко, М. Ермоловой.
Архив, материалы певицы — в ГДМЧ, ф. 46. Лит.: Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С 13; Чайковский П. И.* Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С 245; Шарандина 10. Коллекция Святловской // Муз. жизнь. 1989. № 8. С 28.