Свирский Яков Иосифович
(р. 29.07.1958) — спец. в обл. филос. науки и эпистемологии; канд. филос. наук. Род. в Москве.
Окончил Моск. авиационный ин-т (1981), асп. ИФ РАН (1989). Работал инж.-схемо-техником в НИИ вычислительных комплексов (1981—1986). С 1990 по наст. вр. — в ИФ РАН, н. с. Одновременно читает курс лекций (с 1996) на кафедре систематической филос. филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Философские и методологические проблемы нелинейного моделирования" (1990). В наст. вр. работает над докт. дисс. — "Философия становления и междисциплинарный диалог". С. занимается активной переводческой деятельностью, в частности, им переведена кн. Ж.Делеза "Логика смысла" (М., 1995, 1998), а также работы И. Пригожина, П.Хиллана, М.Фуко и др. В наст. вр. подготовлен к изд. перевод ист.-филос. произведений Ж.Делеза "Критическая философия Канта: учение о способностях" и "Бергсонизм" (в печати).
Направление науч. иссл. — филос. самоорганизации, филос. проблемы постнекласс. науки, филос. постмодернизм.
Опираясь на результаты, полученные в рамках теории самоорганизации (синергетики), С. ставит перед собой цель показать фундам. соотнесенность между представлениями указанного науч. направления ("параметр порядка", "собственная функция", "режим с обострением", "сценарий перехода от порядка к хаосу", "странный аттрактор" и др.) и философски нагруженными концептами, разрабатываемыми совр. постструктурализмом ("событие", "структура", "длительность", "поверхность смысла", "линия ускользаниями др.). На основе такой соотнесенности появляется возможность выявить общие структурные компоненты естественно-науч. и филос. языков описания, показать динамический характер этих компонент и продемонстрировать наличие особых коммуникативных каналов, неявно присутствующих (или возникающих) в междисциплинарных пространствах,— каналов, через к-рые осуществляется "перекачка" образно-символического строя одних дисциплин в др. и обратно.
Учитывая, что при такой перекачке неизбежны определ. рода искажения, обусловленные спецификой обл. применения того или иного языка, можно показать конструктивный характер этих искажений, так сказать, конструктивность непонимания, возникающего между представителями разных отраслей знания; проиллюстрировать справедливость предположения, что именно за счет такого конструктивного непонимания возникают (или самоорганизуются) смыслы, задающие новые поля направлений иссл. и творч. деятельности.
При этом сам язык м.б. представлен как некая открытая нелинейная самоорганизующаяся динамическая среда, обладающая собственными функциями (что, опять же, позволяет поставить под сомнение однозначную различенность ес-теств.-науч. и гуманит. способов описания).
Подобный междисциплинарный диалог выступает тогда как одна из онтол. предпосылок смены парадигм мышления, что подразумевает необходимость переосмысления позиции субъекта познавательной практики, или наблюдателя.
Последний, будучи погруженным в динамическую языковую среду, сам обретает характеристики самоорганизующегося, становящегося процесса.
Процессуальный, принципиально незавершенный характер так понятого наблюдающего субъекта ведет к радикальному пересмотру класс. оппозиции "субъект—объект", что влечет за собой и пересмотр методол. оснований, традиционно считавшихся гарантом познавательной деятельности.
Соч.: Классическая механика Ньютона и проблема самоорганизации в современном познании. [В соавт.] // Ньютон и философские проблемы физики XX века. М., 1991; От смыслопрочтения к смыслопорождению. [В соавт.] // ВФ. 1992. № 2; Философия самоорганизации: новые горизонты. [В соавт.] // ОНС. 1993. № 3; Синергетическое движение в языке. [В соавт.] // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.
М., 1994; Судьба демократии в России (на норе, яз.) // Internasjonal Politikk. Oslo, 1995. № 2; От языка к смыслу (тело как посредник между бытием и ничто) // Философия науки. Вып.3. М., 1997; Синергетика смысла, или смысл синергетики // Онтология и эпистемология синергетики.
М., 1997; Смысл события (на фрактальной кромке безумия) // Событие и смысл (синергетический опыт языка). М., 1999; Синергетическая парадоксальность языка // Философские исследования. 2000. № 1.