Сверчков Николай Егорович
(1817—1898) — баталический и жанровый живописец.
Своим артистическим развитием был обязан исключительно собственному влечению и природной способности к искусству.
Еще в детстве с любовью рисовал животных, особенно лошадей.
С 1844 г. произведения его стали являться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание.
То были картины на сюжеты из русского народного быта. В 1852 г., за картину "Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге", С. получил звание академика.
Другая значительная картина: "Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день" доставила ему, в 1855 г., профессорское звание.
Около этого времени он вошел в большую известность, производя множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.
В эту цветущую пору своей деятельности, он стал являться со своими работами в парижск. салонах.
Французская критика относилась к ним с большой похвалой, а одна из картин, находившихся на парижской выставке 1863 г., "Возвращение с медвежьей охоты", была приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины: "Ярмарка" и "Станция", проданные также в Париже, он был награжден кавалерским знаком ордена почетного легиона.
В том же году С. написал для брюссельской выставки картины: "Туманное утро при восходе Солнца", "Путник, застигнутый зимней вьюгой", и "Портрет Чихачова верхом на коне во время его путешествия в Турции". Возвратившись из чужих краев в Петербург в 1864 г., он исполнил для Имп. Александра II картину "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 г.", после чего неоднократно, до 1882 г., удостаивался работать по Высочайшим заказам.
Из его произвений, сверх вышеупомянутых, достойны внимания: "Царь Алексей Михайлович с боярами, на охоте близ Москвы" (1874; нах. в Аничковск. дворце, в СПб.), "Поезд Ивана Грозного на богомолье" (нах. в московск. кремл. дворце), "Пореход гвардии чрез Балканы" (1879; нах. в Зимн. дворце, в СПб.), "Масленица в деревне" (доставившая художнику медаль на филадельф. всемирной выставке), "Праздник св. Флора и Лавра, в деревне", и нек. др. Е. Тарасов {Брокгауз} Сверчков, Николай Егорович род. 1817. Сделан академиком в 1852 г., профессором живописи в 1855 г. Награвировал офортом крестьянскую лошадь, запряженную в тележку: "Н. Сверчков"; им исполнены следующие литографии: 1—10. В издании Дациаро: 1. "Voiture de S.M. l''Imperatrice de toutes les Russies. H. Сверчков 1845" (раскраш.). 2. "Pompiers a St.-Petersbourg. H. Сверчков 1844". 3—6. "Armee Russe. № 1. Lesghins et musulmans". To же. 4. "Circassiens. № 2". To же. 5. "Cosaques et tartares. № 3". To же. 6. "Lesghins s''exercant au tir. № 5". To же. 7—10. Croquis russes par Svertschkoff: 7. Четыре различных экипажа и сани; "Н.С. № 17". 8. Девять сцен на улице: "Н. Сверчков 1845. № 21". 9. Девять сцен в пути: "Н. Сверчков 1845. № 22". 10. Сцена на бегу, рисунки лошадей и всадников, та же подпись. № 23. 11. Кибитка, запряженная тройкой, y постоялого двора: "Н. Сверчков. 1847". Печатано тоном. 12. Наследник цесаревич Александр Николаевич с Мариею Александровною в санях: "Н. Сверчков. Lith. Sverschkoff. Imp. par Paul Petit. — Publie par Velten a St. Pbg.". 13—36. "Альбом коннозаводчиков | с портретами заводских жеребцов и маток | лучших заводов в России. | Писанных с натуры и Литографировальных | Художником Н. Сверчковым.
Изд. Фельтена"; литографии 1846—1850 гг. 37—39. Три большие литографии — портреты лошадей с подписью: "Н. Сверчков 1860 г." и с адресом А. Траншеля. {Ровинский}