Сухов Андрей Дмитриевич

(р. 27.03.1930) — спец. по истории рус. филос., филос. истории и филос. религии; д-р филос. наук, проф. Род. в Иваново.

Окончил биол.-почвенный ф-т МГУ (1953), асп. ИФ АН СССР (1956). Работал в Гос. библиотеке им. Ленина, изд-ве "Знание", АОН. Заведовал сектором истории рус. филос. в ИФ АН СССР (РАН), в наст. вр. — вед. н. с. там же. Докт. дисс. — "Философские проблемы происхождения религии" (1968). Сост. и ред. биографического словаря "Сто русских философов" (1995). Разрабатываемые проблемы и темы: теор. история рус. филос., ее специфика, традиции, дискуссии в ней по вопросам западничества и самобытности; прогресс и история; филос. религии; рус. филос. религиоведение как составная часть филос., связи его с освободительным движением и естеств. науками.

В работах С. теор. история рус. филос. отделяется от традиц. и рассматривается как особая науч. дисциплина.

В рамках теор. истории рус. филос. анализируются направления филос. процесса, его особенности, движущие силы; дается характеристика осн. этапов истории рус. филос. от ее зарождения (X в.) до XX в. включительно.

Выявляется преемственность между этими этапами, последовательность в их смене. Исследуя специфику рус. филос., С. обращает внимание на такие ее черты, как рассредоточенность ее идей в обществ. сознании, большой пласт устной филос., персонификацию филос. концепций в жизни и поведении их создателей, выпадение многих произведений из обихода вскоре после написания или изд. и включение их впоследствии в иную филос. среду, постоянные тенденции в материализме и идеализме соответственно к атеизму и религии, а также то, что ни одна др. филос. не содержит так много размышлений о судьбах своей страны.

В обл. филос. истории осн. сфера интересов С. — ист. прогресс, разл. его конкретные формы и сопутствующие ему явления: соц. дивергенция и интеграция, переходные и промежуточные образования, класс. формационные образцы и т.н. идеальные об-ва, соц. мимикрия, альтернативность, соц. эстафеты.

В работах по филос. религии процесс религ. отражения исследуется как сложный и многоступенчатый, опосредованный многими соц. звеньями и проявлениями обществ. сознания.

Прослеживается, каким образом обществ.перемены вызывают сдвиги в дух. сфере об-ва и, в конечном счете, в религ. сознании, вызывая в нем адекватные перестройки; объясняется, при каких условиях религия выполняет функции катализатора соц. процессов или же, напротив, их стабилизатора, консерватора.

Религия берется и в качестве соц. индикатора, что дает возможность при посредстве ее представлений устанавливать характер соц. бытия на разл. этапах его истории — в тех случаях, когда иным путем, вследствие утраты др. свидетельств, это сделать затруднительно.

Соч.: Социальные и гносеологические корни религии.

М., 1961; Философские проблемы происхождения религии.

М., 1967; Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования).

Изд. 2-е. М., 1973; Естествоиспытатели и религия.

М., 1975; Религия в истории общества.

М., 1979; Атеизм передовых русских мыслителей. (Радищев.

Декабристы.

Революционные демократы.

Революционные народники).

М., 1980; Прогресс и история.

М., 1983; Свободомыслие и атеизм в различных сферах деятельности и знания // Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения.

М., 1986; Социальные предпосылки и последствия крещения Руси // Введение христианства на Руси. М., 1987; Русская философия: пути развития. (Очерки теоретической истории).

М., 1989; Русская философия как исторический тип: процесс становления // Философия и культура в России: методологические проблемы.

М., 1992; Феномен русской философии // Общественная мысль: исследования и публикации.

Вып.IV. М., 1993; Хомяков, философ славянофильства.

М., 1993. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы.

М., 1995; Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии.

М., 1998.