Суханов Михаил Дмитриевич
— поэт-самоучка, крестьянин Архангельской губернии, дата рождения неизвестна, умер в 1843 г. Рано выучившись грамоте, мальчик пристрастился к чтению.
Случайно в его руки попали стихотворения Ломоносова, которыми он увлекся и стал им подражать.
Первые опыты его были очень слабы, но С. много работал, просиживая ночи над сочинительством и отделкой формы, и стих его стал звучнее, мягче и содержательнее.
Чтобы пристроить сына, отец завел для него лавочку в Архангельске и посадил С. за прилавок, передав всю торговлю в его полную отчетность.
В Архангельске он познакомился с некоторыми моряками, уговорившими его послать стихи в "Русский Инвалид", где и были напечатаны некоторые пьески; позже С. сотрудничал и в других журналах.
Отдельно подал: "Мои сельские досуги" (СПб., 1836 г.), Время не праздно" (ib., 1836 г.), "Древние русские стихотворения" (М., 1840 г.) и "Древние российские стихотворения, служащие дополнением к Кирше Данилову" (M., 1841). ?. ?. Плетнев, "Собрание сочинений", т. 2. — ?. И. Добротворский, "Крестьянин-поэт Суханов", "Русский Архив", 1888 г., кн. II, стр. 347. {Половцов} Суханов, Михаил Дмитриевич автор 1830 и 1840 годов. {Половцов} Суханов, Михаил Дмитриевич [1801 (1802?)—1843] — поэт-самоучка.
Принадлежал к группе поэтов — выходцев из крепостных крестьян, как Е. Алипанов, Слепушкин, И. Сибиряков.
Род. в д. Славянской, б. Архангельской губ., в семье так наз. государственного крестьянина.
Одиннадцати лет был определен "мальчиком" в лавку купца-менялы.
Грамоте научился самоучкой.
С ранних лет страстно увлекался чтением книг, занимаясь по ночам. Первые опыты в стихотворстве относятся к 1824—1825. С переездом в: СПб [1824] С. стал печататься в журнале "Сын отечества", "Благонамеренный". Мода на "народность" в те годы привлекла внимание и к С. В 1828 за книгу "Басни, песни и разные стихотворения кр-на М. С." С. попал в лауреаты академии, к-рая присудила ему серебряную медаль.
Однако положение С. от этого ничуть не улучшилось.
В борьбе с· нуждой С. был вынужден не брезговать заказами книгопродавцев и писать для них сонники, оракулы, бывшие тогда в числе "ходовой литературы". С. мало отражал подлинные настроения придушенного крепостничеством дореформенного крестьянства.
Мы находим у него идеализированные картины сельской жизни ("Приятность сельской жизни"), монархические стихотворения ("Чувства русского крестьянина при короновании Николая I"). Но все же С. в своем творчестве поднимался и до протеста против социального неравенства (напр. басня "Огонь и береста"), хотя этот протест носил у него ограниченный характер.
Порывы к лучшей жизни не были у него подкреплены ненавистью к строю, делающему жизнь "грозной пучиной житейских бед", он не видел выхода из социального тупика.
Вот почему скорбное раздумье над жизнью, жалобы на судьбу и пассивные мечтания о лучшей доле являются основными мотивами творчества С. Он подражал Крылову, Жуковскому, Пушкину, такому близкому к нему писателю, как Слепушкин.
Жанры поэзии С. — преимущественно басни и песни. Некоторые из песен С. (напр. "Красна девица сидела под окном") перепечатывались в песенниках.
С. известен и как собиратель произведений устного народного творчества.
Сборник народного фольклора, составленный С., получил высокую оценку В. Белинского ("Отеч. записки", 1841, тт. XVIII и XIX), назвавшего этот сборник "одним из самых примечательных литературных явлений". Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Мои сельские досуги, СПб, 1836; Время не праздно, СПб" 1836; Песни народные, собранные из уст простого народа, СПб, 1840; Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову, М., 1840. II. Добpотвоpский Н. И., Крестьянин-поэт Суханов Н. О., "Русский архив", 1888, кн. 2; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. II, М., 1929; Тpубицын Н. Н., О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX в., СПб, 1912; Гроссман Л., Поэты крепостной поры, изд. "Огонек", М., 1926. Н. О. {Лит. энц.}