Субботин Серафим Павлович
(15.01.1921—22.04.1996) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1951), полковник.
Участник корейской войны. 18 июня 1951 г. совершил (первый в мире) таран на реактивном самолете (МиГ-15). Всего в Корее сбил 9 самолетов.
Субботин, Серафим Павлович (15.1.1921—22.4.1996). Штурман 176 гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус) гвардии майор. Родился 15 января 1921 года в деревне Красногорье ныне Первомайского района Ярославской области в семье крестьянина-бедняка.
Русский.
Член КПСС с 1944 года. В 1933 году вместе с семьей переехал в город Любим. Окончил 9 классов средней школы. В Советской Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Тамбовское Краснознаменное кавалерийское училище.
Служил командиром взвода в Терско-Ставропольском казачьем полку в Пятигорске.
В 1942 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов.
Оставлен в ней инструктором.
Затем служил в запасном авиационном полку. Участник войны в Корее 1950—1953 гг. Утром 18 июня 1951 года гвардии капитан Субботин С. П. вылетел во главе двух звеньев истребителей МиГ-15бис на перехват самолетов противника.
При подлете к городу Сейсен на высоте 9000 м наши летчики обнаружили группу из 16 американских истребителей F-86 "Сейбр", следовавшую на пересекающихся курсах.
Не смотря на перевес противника в силах, Субботин принял решение принять бой. Внезапно и стремительно он атаковал ведущего и открыл огонь. "Сейбр" взорвался в воздухе.
Боевой порядок противника тут же распался, при этом часть американских самолетов вышла из боя. В ходе боя, выручая своего ведомого, Субботин отсек нападавших, но сам оказался под огнем. У его самолета был поврежден двигатель.
Субботин стал выходить из боя. Он бросил свой самолет в крутое пикирование, пытаясь оторваться от преследования, но безуспешно.
Более того, один из "сейбров" оказался совсем рядом. Тогда Субботин решил наказать увлекшегося атакой противника, пусть даже ценой своей жизни. Выпустив тормозные щитки и создав самолету скольжение, он подставил свой истребитель под удар. Американец не успел отвернуть.
Оба самолета рухнули в джунгли.
Это был первый в мире таран на реактивном самолете.
Американский пилот при столкновении был, видимо, ранен или убит и разбился вместе с самолетом.
На месте падения были обнаружены документы на имя капитана Уильяма Д. Кроуна.
Субботин успел катапультироваться.
После лечения в госпиталя вернулся в строй и продолжил свой боевой счет. Всего за 9 месяцев боев сбил 9 самолетов противника (из них: 2 B-29, 3 F-86, 2 F-84, 1 F-80 и 1 Глостер "Метеор-4"). Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Серафиму Павловичу Субботину присвоено 10 октября 1951 года, за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга. В 1956 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию.
Служил в войсках ПВО. С 1973 года полковник Субботин — в запасе.
Жил и работал в городе Черкассы.
Умер 22 апреля 1996 года. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.