Стрельников Николай Михайлович

род. 14 мая 1888 в Петербурге, ум. 12 апр. 1939 в Ленинграде.

Композитор.

Засл. деят. иск. РСФСР (1939). В 1909 окончил Училище правоведения.

С 1900 брал уроки ф-п. у Г. И. Романовского, с 1909 по композиции у А. К. Лядова и А. М. Житомирского.

В 1918—1928 сотрудник (с 1922 зав. муз. отделом) жури. "Жизнь искусства", В 1919—1921 сотрудник Муз. отдела Наркомпроса.

В 1919—1920 преподаватель Петрогр. театр. училища.

В 1922—1939 зав. муз. частью и дирижер ТЮЗа в Ленинграде.

Автор статей, посв. истории музыки, концертных и театр. рецензий, в т. ч. в журн. "Жизнь искусства": "Единый интернационал" (конкурс хор. аранжировок; 1920, № 357, 359—360), "Язык образов" (о "Путеводителе по концертам" И. Глебова; 1920, № 363), "О музыке к "Отелло" (1920, № 374—375), "Концерт А. К. Глазунова" (1920, № 415), "Пиковая дама" (1920, № 419—420), "Памяти Александра Дубянского" (1920, № 437), "Искусство музыкальной импровизации" (1920, № 446—447), "Страхи и чаяния" (1920, № 552), "О звездах и камерных вечерах" (1920, № 564—565), "Учитель" (о А. К. Глазунове; 1920, № 616—618), "Музыка Асафьева" (1920, № 619—621), "Елка" (1921, № 658—660), "Двуликое" ("Моцарт и Сальери", "Торжество Вакха"; 1921, № 663—665), "Кризис рецензии" (1921, № 691—693), "Восстание ангелов" (о С. Рахманинове; 1921, № 700—701), "О пенье птиц и германском любомудрии" (1921, № 706—708), "Параллели и сечения" (1921, № 718—720), "Безусловная условность" (1922, № 14), "Пятилетие" (1922, № 44), "С. В. Рахманинов" (1923, № 13), "Ф. Акименко и А. Пащенко" (1923, № 18), "Пиррова победа" (симфонический концерт оркестра без дирижера; 1923, № 24), "Кое-что об оперетте" (1923, № 34), "Золотой петушок, или Синяя птица?" (1923, № 39), "Стиль Гофманского кошмара" (1924, № 7), "Катя-танцовщица" (1924, № 8), "Десять мыслей о новом искусстве" (1924, № 13), "Марица" (1925, № 4), "Орлиный бунт" (1925, № 44), "Б. Вальтер" (1927, № 3), "Музыка в Вене" (1927, № 27), "Опера в Вене" (1927, № 33), "О "Черном амулете" (Современный театр. 1928, № 3), "Памяти Альбана Берга" (Рабочий и театр. 1936, № 2). Соч.: оперы — Беглец (по повести Л. Толстого "За что?", либр. собств. и П. Перелешина, Ленинград, 1933), Граф Нулин (по А. Пушкину, 1938); оперетты — Черный амулет (Ленинград, 1927), Холопка (Ленинград, 1927), Луна-парк (Москва, 1929), Чайхана в горах (Москва, 1930), Завтра утром (1930), Сердце поэта (Беранже;

Ленинград, 1934), Настоящая любовь (1937), Президенты и бананы (1939); для симф. оpк. — Сюита; для ф-п. и симф. орк. — Концерт;

Струн. квартет (1919); для скр., альта и ф-п. — Трио; для ф-п. — пьесы; для голоса и ф-п. — романсы на cл. А. Пушкина, М. Лермонтова; песни на cл. сов. поэтов, в т. ч. Шесть детских песен на cл. С. Маршака; музыка к драм. спектаклям; музыка к фильмам, в т. ч. "Леночка и виноград" (1936), "Чудесный корабль" (1936), "Путешествие в Арзрум" (1937). Лит. соч.: "Луиза": Музыкальный роман в 4-х действиях и 5-ти картинах Г. Шарпантье. — Пг., 1920; Балакирев: Очерк. — Пг., 1921; Бетховен: Опыт характеристики. — М., 1922; Серов: Опыт характеристики. — М., 1922; Глинка: Опыт характеристики. — М., 1922. Стрельников, Николай Михайлович (род. 14.V.1888 в Петербурге, ум. 12.IV.1939 в Ленинграде) — сов. композитор, дирижер, муз. критик.

Окончил училище правоведения в Петербурге (1909). Музыкой начал заниматься с 12 лет (уроки фп. у Г. Романовского, теории музыки у М. Келлера).

С 1909 изучал композицию под рук. А. Житомирского.

С первых дней Октябрьской революции принимал деятельное участие в строительстве сов. муз. культуры (работа в Муз. отделе Народного комиссариата просвещения, лекционная деятельность, преподавание музыки и др.). С 1918 до конца жизни — сотрудник (с 1928 зав. муз. отделом) журн. "Жизнь искусства". В 1921—22 зав. концертным отделом филармонии, в 1922—37 зав. муз. частью и дирижер Ленинградского ТЮЗа. Многосторонне одаренный, эрудированный музыкант, С. внес ценный вклад в развитие сов. музыки, являясь, наряду с И. Дунаевским, одним из основоположников сов. оперетты.

Широкую известность ему принесла оперетта "Холопка" (впоследствии экранизированная под назв. "Крепостная актриса"). Много творческой выдумки, вкуса, мастерства композитор проявил в театральной музыке.

Существенным слагаемым его деятельности явилась успешная, оставившая яркий след муз.-критическая работа.

Соч.: оперы "Беглец" (1933), "Граф Нулин" (соч. 1938); муз. комедии (оперетты) "Черный амулет" (1927), "Луна-парк" (1928), "Холопка" (1929), "Чайхана в горах" (1930), "Сердце поэта" ("Беранже", 1934); Сюита для орк.; Концерт для фп. с орк.; камер.-инструм. анс., в т. ч. Квартет (1914—19), Трио для фп., скр. и альта; соч. для фп., в т. ч. 24 пьесы для детей; романсы, дет. песни; музыка к спект., к/ф; монографии о Бетховене и Серове (изд. "Светозар", Пг., 1918—21), статьи, рецензии.