Стороженко Николай Ильич
— талантливый ученый; род. в 1836 г., воспитывался в Первой киевской гимназии и Московском университете, где окончил курс по историко-филологическому факультету.
Был преподавателем в Александровском военном училище и 1-й моск. гимназии, где в 1864 г. прочел пять публичных лекций о Шекспире.
Этот писатель и его эпоха сделались предметом специального глубокого изучения для молодого ученого.
Два года (1867 — 69) С. провел за границей, преимущественно в Англии.
Плодом его занятий были — статья "Шекспировская критика в Германии" ("Вестн. Европы", 1869, октябрь и ноябрь) и диссертация на степень магистра "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872). Статья, написанная увлекательно и с горячей любовью к предмету, свидтельствовала о богатой эрудиции и литературном таланте.
Обозревая судьбу шекспировских произведений в немецкой критике, С. давал попутно прекрасные характеристики шекспировских типов и вообще шекспировского гения и написал ряд блестящих страниц из истории германской мысли в XIX в. В диссертации С. впервые на русском языке была обрисована не только с ученым, но и с художественным талантом личность Мардо. Автор не затруднялся делать экскурсии в область публицистики, если она помогала ему уяснить для читателей психологию писателя и человека;
Белинский призывается в свидетели при суждении о Марло, натуре страстной, гениальной и многогрешной. "Напряженное участие", "лихорадочный интерес", какие чувствовал автор к своему предмету, до конца остаются характерными чертами всех произведений С. и управляют его выбором.
С. писал и пишет только о том, во что можно вложить не только труд, но и настроение, о чем можно говорить с воодушевлением, с горячим сочувствием.
В год выхода первой диссертации С. был выбран советом Московского унив. на кафедру истории всеобщей литературы.
И здесь, как в его занятиях английской драмой, ему суждено было явиться инициатором и стать хронологически и научно во главе преподавания истории всеобщей литературы в Московском унив. До него предмет этот читался профессорами истории русской литературы обходным путем; напр. Тихонравов под именем истории новой русской литературы читал курс истории французской литературы XVII и XVIII вв., при чем собственно на долю истории русской литературы приходились в конце курса лекции 3 — 4. Устав 1863 г. узаконил кафедру всеобщей литературы, и С. первый занял ее как специалист.
В свои лекции он внес тот же литературный талант, ту же тонкость художественного чувства и то же гуманное направление, каким отличались его первые учено-литературные труды. В 1878 г. С. защитил диссертацию на степень доктора "Роберт Грин. Его жизнь и произведения". Книга разрабатывала вопрос новый даже для английской ученой литературы, делала в науку ценный вклад из вновь открытых документов и была по достоинству оценена в Англии: ее перевели на англ. яз., и С. был избран одним из вице-президентов Нового шекспировского общества (New Shakespeare-Society). С тех пор деятельность С. шла двумя путями: чтение многочисленных лекций в университете на женских курсах, в театральном училище, членство, потом председательство (с 1894 г.) в литературно-театральном комитете — и одновременно множество оригинальных статей и редактирование переводных сочинений по Шекспиру (Женэ, Коха, Левеса, Брандеса).
Под ред. С. вышли также "Испан. ист. лит. Тикнора и "Виктор Гюго и его время". Журнальные статьи С. посвящены разнообразным вопросам по всем главным литературам Европы.
Сами темы, выбираемые С., наглядно характеризуют направление его научно-литературной работы: "Философия Дон-Кихота" ("Вестн. Европы", 1885, сент.), "Апостол гуманности и свободы — Теодор Паркер" (публичная лекция, изд. "Посредника", СПб., 1900), "Вольнодумец эпохи Возрождения" (СПб., 1897), "Поэзия мировой скорби", "Юношеская любовь Гете" (в "Сборнике в пользу голодающих",изд. "Рус. вед."), Шекспир и Белинский" ("Мир Божий", 1898, № 3), "Личность Лермонтова" ("Рус. вед.", 1891, 15 июля). В области шекспировской драмы каждая статья С. обличает разностороннего, пока единственного в России знатока предмета.
С. принадлежит очерк по истории англ. драмы до смерти Шекспира во "Всеобщ. ист. лит." (ред. Корта и Кирпичникова).
Менее обширные статьи: "О сонетах Шекспира" (актовая университетская речь, "Отчет" 1900) — капитальная работа, обнимающая в сжатой форме всю обширную литературу предмета; "Прототипы Фальстафа" ("Артист", 1891, № 15 — исчерпывающая психологическая и историко-культурная характеристика одного из самых сложных шекспировских типов). Рецензия на кн. Чуйко о Шекспире "Дилетантизм в шекспировской критике" замечательна по обилию ученого материала и тонкости анализа.
С. написал еще: "Возникновение реального романа" ("Сев. вестн.", 1892, 12), "Щепкин и Шевченко", о Баратынском, о г-же Сталь и мн. др., а также ряд театральных отчетов в "Артисте" ("Артистки соперницы", "Макбет" — о спектаклях Росси). В "Киевской старине" С. время от времени печатает ценные материалы для биографии Шевченко, извлекаемые им из петербургских архивов.
С. неоднократно с большим успехом выступал как публичный лектор.
Один из популярнейших людей в Москве, он является неизменным помощником и руководителем молодых ученых и начинающих писателей и всегда готов тратить свое время на всевозможные указания и хлопоты ради всякого, кто только нуждается в них. Назначенный библиотекарем в Румяцевский музей, С. в короткое время успел довести до образцовой полноты, какую только позволяли средства библиотеки, ее научные отделы и по собственной инициативе устроил особую общедоступную научно-популярную библиотеку читального зала, непрестанно обновляющуюся и имеющую свой особый капитал.
С 1894 г. С. состоит председателем Общества любителей российской словесности и деятельно устраивает его публичные заседания, нередко принимая личное участие в них. Ив. Иванов. {Брокгауз} Стороженко, Николай Ильич (дополнение к статье) — ученый; умер в 1906 г. {Брокгауз} Стороженко, Николай Ильич [1836—1906] — видный историк западных литератур, один из первых специалистов в этой области в России.
Род. на Украине в мелкопоместной семье. В 1860 окончил Московский ун-т. Несколько раз был за границей (Франция, Англия), где собрал материал для своих двух диссертаций ("Предшественники Шекспира", СПб, 1872, и "Роберт Грин, его жизнь и сочинения", М., 1878). В 1872 читал лекции в Московском ун-те и на Высших женских курсах.
Был избран вице-президентом нового шекспировского общества в Англии.
Основные работы С. связаны с творчеством Шекспира.
Кроме указанных — "Шекспировская критика в Германии" ("Вестник Европы", 1869, кн. 10—11), "Психология любви и ревности у Шекспира" ("Вестник Европы", 1899, кн. 9), "Макбет" ("Артист", 1889, кн. 2—4), "Прототипы Фальстафа" ("Артист", 1891, кн. 15), "О сонетах Шекспира в автобиографическом отношении" [1900] — см. в его кн. "Опыты изучения Шекспира" [1902], — С. дал также общий курс лекций о Шекспире (литографированное издание).
Работы эти, ценные по фактическому материалу, не дают, однако, целостной концепции творчества великого английского писателя.
Много сделал С. для изучения эпохи Возрождения вообще; им написаны: "Философия Дон-Кихота" ("Вестник Европы", 1885, кн. 9), "Джордано Бруно как поэт, сатирик и драматург" ("Газета Гатцука", 1885, № 7), "Вольнодумец эпохи Возрождения" [Этьен Долe] (в сб.: В память С. А. Юрьева, М., 1890), "Педагогические теории эпохи Возрождения" ("Пантеон литературы", 1888, кн. 4) и др. Большой популярностью пользовался "Очерк истории западноевропейской литературы" (Москва, 1908). С. принадлежал к группе либеральных ученых своего времени.
Он много сделал для распространения женского образования.
Либерализм С. сказался между прочим в напечатании одной из его статей в сборнике "В помощь евреям" (М., 1901); духом либерализма пропитаны такие его статьи, как напр. "Байрон как защитник угнетенных народностей Востока" ("Газета Гатцука", 1879, №№ 44—47), "Английские поэты нужды и горя" — о Роберте Вернее, Дж. Краббе, Э. Элиот и Т. Гуде ("Северный вестник", 1893, кн. 5), "Апостол гуманности и свободы" — о Т. Паркере ("Книжки недели", 1899, № 5) и др. В отношении методологическом С. стоял на точке зрения культурно-исторической школы, стремясь в своих исследованиях прежде всего установить нити, связывающие литературное произведение со средой, с духом времени.
Благодаря богатству фактического материала работы С. сохраняют свое значение и в настоящее время, несмотря на их методологическую порочность.
Ряд работ С. остался ненапечатанным (литографированные курсы лекций по западноевропейской драме нового времени, по истории литературы эпохи Возрождения в Италии, Германии и Франции, очерк истории англоамериканской литературы, лекции о Шекспире и Данте. Библиография: III. Языков Д. Д., Библиографический указатель к печатным трудам Н. И. Стороженко, в кн.: Под знаменем науки (Юбилейный сборник в честь Н. И. Сторошенко), М., 1902; Павловский И. Ф., Краткий биографический словарь ученых и писателей Полтавской губ. с пол. XVIII в., Полтава, 1912; Его же, Первое дополнение к краткому биографическому словарю..., Полтава, 1913. {Лит. энц.}