Столпянский Николай Петрович
— известный педагог; сын дьячка Рязанской губернии, род. в 1834 г.; учился в Рязанской духовной семинарии, потом в Моск. унив.; за участие в студенческой истории был уволен из университета; поступил в Военно-медицинскую академию, но не кончил курса. Был учителем истории и географии в разных учебных заведениях, инспектором по учебной части школ Русского технического общества; руководил обучением молодых солдат в войсках Финляндского округа и в 7 гвардейских полках Петербурга.
С 1890 по 1894 г. содержал частные курсы ручного труда в Харькове и СПб. В начале 1860-х гг. был одним из организаторов воскресных школ, а также летних школ, устраивавшихся студентами, отъезжавшими на кондиции (деньги на эти школы были собраны среди торговцев гостиного двора). Сам С. устроил школу под Москвой; для классной комнаты на первый раз крестьянами был уступлен пустой хлев. С 1868 по 1895 г. С. руководил курсами учителей и учительниц земских народных школ в Петербургском, Новгородском, Рязанском, Ярославском и Смоленском земствах.
Литературно-педагогические труды С.: "Азбука с прописями" (1864); "Букварь для народных школ" (1865); "Народная азбука" (1867); "Солдатская азбука" (1870); "Азбука рукописи" (1870); "Звездочка — азбука для обучения молодых солдат" (1878); "Книга для чтения в сельских школах"; "Первая после азбуки книга для чтения"; "Учебник арифметики"; "Девять губерний Западно-Русского края"; девять брошюр сельскохозяйственного содержания; "Руководство для учителей и учительниц сельских" и др. Редактировал педагогический журнал "Школьная жизнь" (1872—74); сотрудничал в "Народной газете", "Грамоте" и других журналах для народа.
Азбуки С. разошлись в количестве ок. 2 млн. экземпл.
С. был педагог-практик, один из первых пропагандистов звукового метода.
Особенность его приема обучения грамоте в войсках заключалась в том, что предварительно из старых солдат приготовлялись учителя — которым и поручалось обучение новобранцев.
На обучение грамоте в войсках полагалась первая зима. {Брокгауз}