Степин Вячеслав Семенович
(р. 19.08.1934) — спец. в обл. теории познания, филос. и методологии науки, филос. культуры, истории науки; д-р филос. наук, проф. Окончил отделение филос. ист. ф-та Белорус. гос. ун-та (БГУ) (1956) и асп. по кафедре филос. того же ун-та (1959). С 1959 — на преп. работе: асс., преп., доц. кафедры филос. Белорус. политехн. ин-та. С 1974 — на кафедре филос. гуманит. ф-тов БГУ: доц., проф., в 1981—1987 — завкафедрой.
В 1987 — 1988 — директор ИИЕТ АН СССР, с 1988 по наст. вр. — директор ИФ АН СССР (ныне РАН). Одновр. зав. каф. филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Канд. дисс. — "Общеметодологические проблемы науч. познания и современный позитивизм" (1965). Докт. дисс. — "Проблема структуры и генезиса физической теории" (1975). Чл.-корр. АН СССР (1987). Акад. РАН (1994). Иностр. член Нац. АН Белоруссии (1995), Иностр. член Нац. АН Украины (1999), заслуженный проф. МГУ, почетный доктор Новг. ун-та (2000), Почетный доктор Ун-та г. Карлсруэ, ФРГ (1998). С. внес существенный вклад в иссл. проблем ме-тодол. науки, теории познания, филос. культуры.
В 70—80-е гг. им была разработана перспективная концепция структуры и генезиса науч. теории, имеющая широкий круг приложений в методол. естеств. и техн. наук; была открыта и описана ранее неизученная операция построения теории (конструктивного введения теор. объектов), что позволило решить проблему формирования в составе теории парадигмальных образцов решения задач. В рамках этой концепции С. была раскрыта структура оснований науки (науч. картина мира; идеалы и нормы иссл.; филос. основания), показана их взаимосвязь с теориями и опытом, их функции в науч. поиске.
Анализ динамики оснований науки позволил выявить конкретные механизмы воздействия социокультурных факторов на формирование стратегий науч. иссл. С. обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации только нек-рых из них, становящихся реальной, эмпирич. историей науки. Разработал идею типов науч. рациональности (класс., некласс., постнекласс.). Каждый из этих типов характеризуется особой системой идеалов и норм иссл., особым уровнем рефлексии над наукой и расширяет поле освоения наукой все новых типов системных объектов — от доминирования простых систем до изучения сложных самоорганизующихся, исторически развивающихся систем.
В посл. годы С. исследовал функции мировоззренч. универсалий культуры, их роль в трансляции ист. опыта, воспроизводстве образа жизни и особенностей цивилизац. развития.
С. проанализировал соотношение универсалий культуры и филос. категорий, выясняя механизмы генерации в культуре новых категориальных структур, обеспечивающих понимание разл. типов системных объектов.
Универсалии (категории) культуры ("природа", "пространство", "время", "причинность", "свобода", "справедливость", "совесть", "добро", "зло" и т.п.), наряду с общими, инвариантными для разных культур признаками, выражающими глубинные структуры человеч. бытия, включают также исторически особенное содержание, выражающее специфику культуры каждого ист. типа. Универсалии функционируют 1) как формы селективного отбора и трансляции соц.-ист. опыта, 2) как категориальная структура сознания в ту или иную ист. эпоху, 3) как предельно обобщенная картина человеч. жизненного мира, посредством к-рой вводится представление о человеке и мире и фиксируется шкала ценностей, принятая в определ. типе культуры.
Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации.
Филос. выступает рефлексией над универсалиями культуры.
Филос. категории упрощают и схематизируют мировоззренч. универсалии, превращая их в теор. понятия предельной степени общности.
Но за счет оперирования этими понятиями филос. способна порождать новые идеи, выходящие за рамки универсалий культуры своей эпохи. Такие идеи могут стать мировоззренч. ориентирами на будущих этапах развития цивилизации и культуры.
С. разработал концепцию типов цивилизац. развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры.
Исследовал изменения в этих смыслах, происходящие на совр. этапе развития цивилизации.
Интерпретировал их как предпосылки для перехода к новому типу развития, призванного найти выход из экол., антрополо-гич. и др. глоб. кризисов.
Предс. науч.-редакц. совета "Новой философской энциклопедии" в четырех томах (М., 2000—2001). Соч.: Современный позитивизм и частные науки. Минск, 1963; Проблема субъекта и объекта в опытной науке // ВФ. 1970. № 1; Методы научного познания. [В соавт.]. Минск, 1974; Методология построения физической теории // ВФ. 1974. № 12; Становление научной теории.
Минск, 1976; Природа научного познания.
Минск, 1979; Идеалы и нормы научного исследования. (Ред.-сост., [соавтор]). Минск, 1981; Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции. // Методологические проблемы историка — научных исследований.
М., 1982; Специфика научного познания и социокультурные предпосылки его генезиса // Наука и культура.
М., 1984; Диалектика генезиса и функционирования научной теории // ВФ. 1984. № 3; Основания научного поиска и научные революции // ВФ. 1985. № 7; О прогностической природе философского знания (философия и наука) // ВФ. 1986. № 4; Становление теории как процесс открытия // Природа научного открытия.
М., 1986; Системность теоретических знаний и процедуры конструктивного обоснования теории // Теория и метод. М., 1987; Научные революции в динамике культуры (Ред.-сост., [соавтор.]). Минск, 1987; Введение в философию.
В 2 ч. [В соавт.]. М., 1989; Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М., 1989; Научное познание и ценности техногенной цивилизации // ВФ. 1989. № 10; Научная рациональность в человеческом измерении // О человеческом в человеке.
М., 1991.; The Systemic Principle and the Development of Theoretical Knowledge (Принцип системности и развитие теоретического знания) // The Open Curtain. San-Franc, Oxford, 1991; Перспективы цивилизации.
От культа силы к диалогу и согласию // Этика ненасилия.
М., 1991; Ideals and norms of research as aspects of scientific tradition (Идеалы и нормы научного исследования как аспекты научной традиции) // World futures. N.Y., 1992. V. 34; Философская антропология и философия науки. М., 1992; Ненасилие как биологический и социокультурный феномен // ВФ. 1992. № 8; Social Environment, Foundations of Science, and the Possible Histories of Science (Социальная среда, основания науки и возможные истории науки) // Trends in the Historiography of Science. BSPS, vol. 151, Dortrecht, Boston, London, 1994; The Fate of Marxism and the Future of Civilization // Studies in East European Thought. Boston, London, Vol 45, 1993; Философия и образы будущего // ВФ. 1994. № 6; Динамика научного познания как процесс самоорганизации // Самоорганизация и наука. М., 1994; Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. [В соавт.]. М., 1994; Современная картина мира: русский космизм и диалог культур "Восток —Запад". [В соавт.] // Философия русского космизма.
М., 1996; Философия науки и техники. [В соавт.]. М., 1996; Эпоха перемен и сценарии будущего.
М., 1996; Genetically — Constructive Ways of Theory Building // Philosophical Logic and Logical Philosophy. Dortrecht, Boston, London, 1996; Философия на рубеже веков (Генетически-конструктивный путь построения теории) // В. РАН. 1997. № 5; Der Ernstfall auch in Russland. Russische Philosophen diskutieren G.Rohrmoser.(B России также серьезный случай: Русские философы дискутируют с Гюнтером Рормозером). Hrsg., 1997. Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии.
М., 1998; Устойчивое развитие и проблема ценностей // Техника, общество и окружающая среда. М., 1998; Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации. "Науковедение", М., 1999. № 1; Наука, религия и современные проблемы диалога культур // Разум и экзистенция.
СПб., 1999; Теоретическое знание (структура, историческая эволюция).
М., 2000. Степин, Вячеслав Семенович Академик РАН (1994), директор Института философии РАН с 1988 г.; родился 19 августа 1934 г.; в 1956 г. окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета, доктор философских наук, профессор; 1987—1988 — директор Института истории естествознания и техники АН СССР; член Совета по анализу критических ситуаций и проектов правительственных решений при Правительстве РФ; специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки; почетный член Академии науки и образования (Брюкзаль-Карлсруэ, ФРГ); член редколлегии журналов "Вопросы философии", "Человек", "Jоurnаl fоr Gеnеrаl Рhilоsорhy оf Sсiеnсе" (ФРГ).