Степанова Марья Матвеевна
— русская певица.
Воспитывалась в театральном училище; ученица Кавоса.
Дебютировала на сцене русской оперы в 1834 г., где ее высокое, сильное сопрано, симпатичное в верхнем регистре и уменье петь, особенно в mezzo-voce, были оценены по достоинству.
Репертуар ее был крайне обширный и разнообразный.
С. первая пела партию Антониды в опере "Жизнь за Царя" Глинки.
В 1854 г. С. покинула сцену. Н. С. {Брокгауз} Степанова, Марья Матвеевна (дополнение к статье) — известная оперная артистка; умерла в 1903 г. {Брокгауз} Степанова, Марья Матвеевна — известная оперная артистка (сопрано), род. 27 марта 1815 в СПб., ум. 21 октября 1903 там же. Дочь актера, училась в СПб. театральной школе сначала по балетному отделу, затем пению у Сапиенцы и, позднее, у Кавоса.
Пела на казенной сцене, будучи еще ученицей; окончила училище 1833 и выдвинулась, выступив внезапно 1834, по болезни Каратыгиной, в партии Алисы ("Роберт Дьявол"). Блестящий успех имела затем С. в "Норме" (1836), "Семирамиде" (1837), "Монтекки и Капулетти" и др. С. суждено было также впервые олицетворить Антониду (1836) и Людмилу (1842) в двух операх Глинки.
Серов думает даже, что "высота обеих этих партий — в прямой зависимости от голоса С.". С водворением в СПб. итальянской оперы русская опера была в загоне; но С. с успехом выступала и в итальянских спектаклях ("Лючия", "Пуритане" и др.) и концертах (с Альбани, Виардо, Ниссен, Рубини, Тамберликом, Тамбурини и др.). В 1846 русская опера, а вместе с ней и С. были переведены в Москву, где С. пела с успехом (особенно в "Лючии") до 1855, когда оставила сцену и перешла на пенсию.
Остальную жизнь С. провела в СПб. безвыездно на одной квартире. (В.). {Риман}