Степанова Елена Андреевна
(по мужу Иванова) [5 (17).5.1891. Москва — 26.5.1978, там же] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица.
Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье учителя хор. пения (отец был первым педагогом).
С 6 до 14 лет пела в церковных хорах, с 1902 училась в начальном гор. уч-ще, затем в торговых классах.
Пению обучалась в 1908—10 в Моск. нар. конс. у Я. Лосьева, затем два года брала частные уроки пения у М. Полли. В 1908— 12 арт. хора моск. Большого т-ра, в 1912—24 и 1927—44 солистка этого же т-ра (дебютировала в партии Антониды, впоследствии одна из лучших ее ролей; в 1914 с большим успехом выступила в этой же партии в Мариинском т-ре). В 1919—21 участвовала в работе оперной студии Большого т-ра, в 1924—26 выступала в ГАТОБе, в 1926— 27 — в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского.
Гастролировала в Киеве, Харькове, Одессе, Баку, Ереване, Тбилиси, Свердловске, Риге, Ташкенте и в др. городах.
Обладала редким по чистоте, гибкости и красоте голосом "серебристого" тембра, высокой муз. и певческой культурой, виртуозной техникой, сцен. темпераментом.
Исп. отличалось кантиленностью звучания, безукоризненной филировкой.
Среди большого и разнообразного (св. 30 партий) репертуара певицы особое место занимали женские партии в операх Н. Римского- Корсакова. 1-я исп. партий.
Авроры ("Сын солнца"); в Большом т-ре — Царевны-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"; подготовила под рук. Э. Купера).
Лучшие партии: Царевна-Лебедь, Снегурочка (одна из любимых партий), Волхова (эту партию пела с 1908), Шемаханская царица, Марфа ("Царская невеста"), Людмила ("Руслан и Людмила"), Сирин, Царевна, Панночка-Русалка, Джильда, Микаэла (подготовила под рук В. Лосского), Розина ("Севильский цирюльник" Дж Россини), Лакме, Виолетта, Маргарита Валуа, Эльза ("Лоэнгрин"). констанца.
В партии Констанцы проявила "удивительную итальянскую легкость, грацию, непринужденность преодоления тесситуры и колоратуры". Др. партии: Татьяна, Степанида;
Церлина ("Свадьба Фигаро"), Паж Урбан, Гельмвига.
Партнеры: И. Ершов, П. Журавленко, С. Лемешев, С. Мигай, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Петров, А. и Г. Пироговы, М. Рейзен, Л. Савранский, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
Пела п/у С. Василенко, Н. Голованова, A. Коутса, Э. Купера, Э. Направника, С. Самосуда, B. Сука. Готовила партии под рук. режиссеров Лосского, А. Петровского, Н. Смолича.
Под рук. К. Станиславского подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921). Последнее выступление на оперной сцене состоялось 15 янв. 1942 в партии Виолетты.
С. была также выдающейся камерной певицей.
Часто выступала в концертах, с 1914 до 1950 гастролировала во мног их городах СССР. Камерный репертуар включал произв.
В. А. Моцарта, К. Дебюсси Р. Штрауса, М. Регера, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, но более всего творческой индивидуальности певицы были близки романсы П. Чайковского, С. Рахманинова и Э. Грига. Исп. сольные партии в крупных вокально-симф. произв. — поэме "Колокола" Рахманинова (1-я исп. в Москве, п/у автора, 8 февр. 1914), в 9-й симфонии Л. Бетховена (п/у О. Клемперера, 14 апр. 1925, Большой зал Ленингр. филармонии) и песни Клерхен из муз. Бетховена к трагедии Гете "Эгмонт". Одна из первых исп. вокальных произв. сов. композиторов — Н. Мясковского, Р. Глиэра, С. Василенко (композитор посвятил певице цикл "Майорийские песни"; 1 - я исп. романсов "В мае", "Я у Вас немного отняла", "Гяур", "Танец", 1931, Киев. п/у автора), Д. Аракишвили, Н. Чемберджи, О. Чишко, А. Хачатуряна, З. Левиной, Ан. Александрова, Н. Будашкина.
В 1935 в составе бригады артистов Большого т-ра выступала в Севастополе перед моряками Черноморского флота. Неоднократно записывалась на грампластинки в Москве ("Метрополь", 1912: "Музтрест", 1929—32; "Грампластгрест", 1934—37). Оставив оперную сцену, помогала участникам худож. самодеятельности, была одним из организаторов moсk. гор. певческой школы. Вела общ. работу (с 1934 избиралась депутатом Моссовета).
Награждена орденам и трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1976). Имеется портрет певицы худож. П. Скотаря в роли Царевны-Лебедь (1950, карандаш, акварель) — в ГЦТМ. Соч.: Школа вокального мастерства ("Венок Римскому-Корсакову")//Сов. музыка. 1958. № 6. С. 12— 14; Рахманинов//Огонек. 1963.№ 14, С. 30; Неутомимая труженица // Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. — М., 1967. С. 437—440; Мои воспоминания о Н. А. Обуховой // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания.
Статьи. Материалы. — М., 1970. С. 124—126; Моя жизнь // Театр. 1976. № 3. С. 151—152: Автобиография (рук.) — ЦГАЛИ, ф. 2581, оп. 1, ед. хр, 162; Воспоминания о С. И. Мигае — Там же, ф. 2771, оп. 1. ед. хр. 116. Лит.: Е. А. Степанова. (Творческий путь) // Сов. артист. 1934. № 13; Шавердян А. Большой театр СССР. — М" 1952. С. 37, 112—113; Елена Андреевна Степанова. — М.. 1953. (Буклет);
Константинов К. Е. А. Степанова: К 70-летию со дня рождения //Муз. жизнь. 1961. № 10. СП—12; Витальев В. В день рождения // Театр. жизнь. 1971. № 19; Зарубин В. Выдающийся мастер оперной сцены // Сов. артист. 1971. 21 мая: Его же. Елена Андреевна Степанова // Мастера Большого театра: Народные артисты СССР. — М., 1976; Лемешев С. Я. Путь к искусству. — 2-е изд. — М., 1974. С. 158—159; Рейзен М. Мастерство, культура, артистизм // Сов. культура. 1978. № 45; Его же. Памяти Елены Андреевны Степановой // Сов. артист. 1978, 9 июня. Степанова, Елена Андреевна Род. 1891, ум. 1978. Певица (колоратурное сопрано).
Выступала на сцене Большого театра (1912—48). С 1937 г. народная артистка СССР.