Стасова Надежда Васильевна
(12 июня 1822 — 27 сентября 1895 года в Петербурге) — общественная деятельница.
Некролог Вчера, 27 сентября, смерть неожиданно похитила Надежду Васильевну Стасову, одну из замечательных, энергичных деятельниц по женскому вопросу вообще и, в особенности, по вопросу высшего женского образования.
Она родилась 12 июня 1822 г. Отец ее был художник, придворный архитектор В. В. Стасов, а восприемницей ее от купели была Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Императора Александра I. Получив основательное образование в своей семье, владея превосходно четырьмя языками, Н. В. сама приобрела обширные многосторонние сведения, которые дали ей средство встать впоследствии во главе заведения высших женских курсов.
Музыка, пение и живопись составляли, между прочим, любимые предметы изучения в образовательном кругу Н. В., и она в молодости прекрасно рисовала масляными красками и пела. Личные несчастья, неожиданно выпавшие в 40-х годах на долю покойной, довели ее до нервного расстройства.
Она долго хворала.
Оправившись и находясь в 60-х годах в Петербурге, Н. В. приняла энергичное участие в том живом движении общественной мысли, которое неразрывно связано с эпохой освобождения крестьян от крепостной зависимости и проявилось, между прочим, в организации воскресных школ и в популярных профессорских лекциях, сделавшихся доступными и женщинам.
Покойная работала совместно с многими другими лицами, пожелавшими посвятить свои силы общественному благу, в Выборгской воскресной школе, организация которой была отчасти ее делом. Одновременно она была неутомимой, деятельной работницей в разных отделах женского труда и в особенности в женском обществе переводчиц.
Приискивая постоянно работы для женщин в различных родах женского труда, она невольно наткнулась на мысль о необходимости расширения образования русских женщин и об открытии высших, общедоступных женских курсов.
Та же самая мысль была высказана в печати нашей известной писательницей, публицисткой Е. П. Конради.
В лице Н. В. эта мысль встретила деятельного, энергичного организатора.
Этому много способствовала также совместная работа покойной по воскресным школам с несколькими русскими женщинами, тоже горячо ратовавшими за необходимость открыть университетские двери для лиц женского пола. Среди них покойная заняла видное положение, так как выделялась редкой энергией и неутомимой готовностью самоотверженно служить на пользу женского образования.
Она, вместе с немногими, устраивает женские курсы у Аларчина моста, приглашает профессоров для чтения лекций, ходатайствует о необходимости их правильной законной организации; словом, является энергичной представительницей необходимости высшего образования для русских женщин.
Благодаря главным образом ее представительству и были разрешены высшие женские курсы, приютившиеся одно время под кровлей Министерства внутренних дел. С 1878 г. покойная была главной распорядительницей курсов.
Она заботилась и о профессорском составе курсов, и о привлечении пожертвований на их содержание и на устройство для них собственного помещения.
Прекрасное грандиозное здание курсов явилось результатом этих забот. Слушательницы находили у нее не только нравственную поддержку в своих научных занятиях, но многие из них и материальную помощь.
Покойная жила исключительно интересами курсов, она вложила в них свою душу и здоровье.
Когда вопрос о высших женских курсах в 80-х годах был вновь возбужден и временно прекратился прием на курсы, грустно было видеть Надежду Васильевну, — такая тесная связь существовала между ней и жизнью курсов.
Она в это время вновь выступила с присущей ей энергией защитницей идеи женского высшего образования.
Курсам была дана новая организация, Н. В. вошла в состав комитета общества для доставления средств курсам и, кроме того, работала в Обществе вспомоществования слушательницам, окончившим курс. С тех пор до последнего часа своей жизни она посвятила свои труды заботам о слушательницах и созданию возможно лучших условий для их жизни в Петербурге.
Никто так горячо и сердечно не относился к слушательницам, как покойная.
Она заботилась об общежитии для курсов и еще не так давно радовалась осуществлению своей давнишней мечты — постройке на средства общества собственного дома, приспособленного к общежитию слушательниц, открытие которого предстоит на днях. В последние годы Н. В. нисколько не утратила своей прежней энергии, хотя преклонные годы ее уже брали свое. Глаза неутомимой работницы ослабели, она стала плохо видеть.
Покойная трудилась исключительно ради общественного блага, от вознаграждения всегда отказывалась, да и трудно было оценить какой суммой всю эту энергию, всю ту всегдашнюю готовность, с какой являлась она на помощь и курсам и слушательницам.
Н. В. всегда и во всех случаях и столкновениях своей жизни отличалась непоколебимой стойкостью своих убеждений.
Она всегда с искренним сердечным жаром и с непобедимой энергией защищала и отстаивала образование и способности к нему русских женщин.
Она представляла исключительный, редкий, цельный характер, который вполне подходил к задачам и целям ее жизни. В последнее время Н. В. была избрана председательницей вновь открываемого Русского женского общества взаимного благотворения.
В лице покойной русские женщины потеряли горячую, умную и сердечную поборницу своих интересов. ("Новое Время", 1895, № 7035). Библиография О ней: "Северный Вестник", 1895, кн. 10, отд. II, с. 88—91. "Книжки Недели", 1895. "Новое Время", 1895, № 7040. "Исторический Вестник", 1895, кн. 11, с. 561—572. "Мир Божий", 1895, кн. 11. "Новое Слово", 1895, кн. 1. Стасова Н. В. Воспоминания о моей сестре. ("Книжки Недели", 1896). Бородаевская-Ясевич В. Н. В. Стасова, биографический очерк (СПб., 1896). Памяти Н. В. Стасовой (СПб., 1896). Стасова, Надежда Васильевна (сестра Вл. и Дм. Стасовых) — выдающаяся общественная деятельница (1822—1895). Получив домашнее образование, она чувствовала всю его недостаточность и, начав пополнять его, не прекращала этой работы до конца жизни. В начале 60-х годов С., совместно с Е. И. Конради (см.), M. В. Трубниковой, Н. А. Белозерской и А. П. Философовой, основала общество дешевых квартир для бедного населения Петербурга.
Вместе с рядом лиц, посвятивших себя служению так называемым "кающимся Магдалинам", С. стала усердно работать и в этом направлении.
Она отдавала также свое время и силы воскресным школам, просуществовавшим тогда в СПб. всего два года. В начале 60-х гг. С. приняла деятельное участие в женской издательской артели, главной целью которой было доставление заработка интеллигентным женщинам.
В 1867 г. С., вместе с другими выдающимися женщинами того времени, стала во главе начавшегося тогда движения в пользу высшего женского образования (см.). Благодаря их энергии, в 1870 г. открылись в Петербурге совместные для мужчин и женщин публичные лекции, читавшиеся сперва в помещении пятой гимназии, а затем в здании Владимирского уездного училища, откуда получили название "Владимирских курсов". В 1878 г. были открыты высшие женские курсы, во главе которых стал профессор Бестужев-Рюмин, обязанности же распорядительницы на курсах приняла на себя безвозмездно С. и, с небольшим перерывом, оставалась на этом посту до преобразования курсов (1889). В одно время с открытием курсов был утвержден устав "Общества для доставления средств высшим женским курсам", в комитете которого С. состояла до самой смерти.
В 1893 году С. сделалась председательницей вновь учрежденного "Общества вспоможения окончившим курс наук на высших женских курсах", образовавшегося из кружка окончивших курс слушательниц, который собирался на квартире С. В 1894 г., по инициативе С., основано общество "Детская помощь", в ведение которого перешли "Ясли" имени Н. В. С., где она работала неустанно до конца жизни. Весь 1894 год С. трудилась над организацией "Женского взаимно-благотворительного общества", но внезапная смерть не позволила ей видеть открытие этого нового учреждения.
См. Вл. Стасов, "Надежда Васильевна С." (СПб., 1899). С. К—ва. {Брокгауз}