Спиркин Александр Георгиевич
[р. 24.01.1919] — философ и психолог, спец. в обл. проблем сознания, гносеологии и диалектики; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Чиганак (ныне Аркадакского р-на Саратовской обл.). В 1941 окончил Ин-т дефектологии (ныне ф-т Моск. пед. ун-та). С июля по ноябрь 1941 — на трудовом фронте.
В 1941—1945 — политзаключенный.
Реабилитирован (1957). В 1945—1946 — н. с. Ин-та неврологии АМН СССР; в 1946—1952 — н. с. ИФ АН СССР. Ведет преп. работу по психол. и филос. с 1946. В 1952—1953 — декан дефектологич. ф-та Моск. заочного пед. ин-та. С 1954 работает в изд-ве "Сов. энциклопедия", в 1960—1970 — зав. редакцией филос., а также зам. гл. ред. "ФЭ". С 1962 — ст. н. с. ИФ АН СССР, с 1978 по 1982 — зав. сектором диалектического материализма, затем — гл. н. с. Вице-президент Филос. об-ва СССР (1971—1975). Предс. секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике при Президиуме АН СССР (1962—1981); зав. лабораторией биоинформации при Об-ве радиотехники, электроники и связи (1979—1984). Чл.-корр. РАН. Канд. дисс. (1948) посвящена проблемам соц. психол. в трудах Г.В. Плеханова; докт. дисс. (1959) — проблеме происхождения сознания.
Гл. ред. труд С. — "ФЭ", явилась значительным событием в дух. жизни страны 60-х гг. "Она освоила с т. зр. марксизма и сделала материалом обучения и просвещения всю мировую соц.-филос. мысль, включая заруб. современность.
Это — значительная интеллектуальная ценность... Душой "Философской энциклопедии" был А.Г.Спиркин" (М.Капустин.
Конец утопии? М., 1990. С.399). Для "ФЭ" С. написал ряд статей, среди к-рых: "Философия", "Мировоззрение", "Методология", "Сознание", "Диалектика", "Восхождение от абстрактного к конкретному", "Наука" [в соавт.], "Восприятие" [в соавт.], "Любовь" и др. Центр. проблематика науч. иссл. С. связана с разработкой фундам. филос. и психол. теории сознания и самосознания.
С. в течение трех лет занимался в Сухумском питомнике иссл. поведения обезьян с целью уяснения биол. предпосылок возникновения человека.
В публикациях С. анализируются проблемы происхождения и ист. развития сознания; сознания и языка; общения и взаимного понимания людей, эпох и культур; истории теорий сознания в за-падноевроп., вост. и рус. филос. мысли; сознательного и бессознательного; рациональных и интуитивных форм постижения реальности; паранормальных состояний сознания и подсознания; сознания, знания и веры; особенностей религ. сознания и опыта; проблемы чуда; феномена ясновидения и др. экстрасенсорных явлений.
Значительное место в работах С. занимает иссл. филос. проблем человека: человек как личность; личность в зеркале своего "Я"; уникальность человеч. бытия. Разрабатываются также понятия творч. личности, одаренности и ее уровней: "талант" и "гений". Одна из важнейших тем иссл. — смысл и предназначение филос. С. принадлежит один из лучших отеч. учебников по филос., выдержавший 3 изд. (1963, 1966, 1967). Гл. идея, выдвигаемая С. с начала 80-х гг.,— критический пересмотр устоявшихся в маркс. филос. упрощенных воззрений, согласно к-рым человек и его разум возникли в результате эволюции, уходящей корнями в царство животных.
С. склонен считать более верными идеи катастрофизма и креационизма.
Это не исключает признания принципа эволюционизма и заслугу Дарвина, гипотеза к-рого опирается на большой фактический материал.
Однако С. считает несостоятельной концепцию Энгельса о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека, аргументируя это тем, что труд — это сущностная характеристика именно человека, а не обезьяны.
Отклоняя положение о "первичности материи и вторичности сознания", С. обосновывает идею совечно единого сущего, в рамках к-рой человек предстает как существо космич., биол., соц. и разумное.
Подчеркивается соотнесенность человека с Богом, к-рый понимается как универсально-смысловой, формообразующий и регулятивный принцип всего сущего (Абсолют).
Отсюда — вывод о необходимости веры в Бога, без к-рой теряется смысл бытия вообще и человеч. в частности.
В кн."Философия" С. переосмыслил историю филос., показав несостоятельность т. зр., согласно к-рой история филос. есть история борьбы материализма с идеализмом.
В этой работе по-новому излагаются проблемы религии, соц. филос. и филос. истории.
Подвергаются критике разл. виды тоталитаризма.
С. считает, что в составе философского мировоззрения кроется древнейшая идея, именуемая судьбой.
Судьба относится к числу древнейших идей в составе дух. культуры народов мира, и несмотря на смену разл. пластов культуры в ходе всемирной истории, на существенные изменения в осмыслении мира и человека, а также преобразований в самом человеке, в укладе жизни наций, идея судьбы с удивительным упорством сохраняет свой статус одного из ключевых понятий в мировоззрении.
По мнению С., "размышлять и писать о судьбе — значит рыться в темных глубинах сокрытого сомнительной надеждой схватить щупальцами мысли суть дела: но не думать об этой сути невозможно!" Соч.: Учение И.П.Павлова о сигнальных системах.
М., 1949; Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека // ВФ. 1954 . № 4; Мышление и язык. М., 1958; Происхождение сознания.
М., 1960; Абстрагирование. // ВФ. 1960. № 1; Курс марксистской философии.
М., 1963 (1-е изд.); О некоторых философских проблемах кибернетики // Проблемы кибернетики на службе общественных наук. М., 1964; Происхождение категории пространства // ВФ. 1964. № 3; О соотношении понятия и слова // Там же. 1965. № 6; Сознание и самосознание.
М., 1972; Человек // Большая медицинская энциклопедия. 1975. Т.28; Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры.
М., 1978; Основы философии.
М., 1988; Диалектика. [В соавт.]. Интуиция;
Самосознание;
Противоречие и др. // ФЭС. 1989; Философия.
Учебник для вузов. М., 1998; Философия.
Учебник.
М., 2000. Спиркин, Александр Георгиевич Член-корреспондент РАН (1974), главный научный сотрудник института философии; родился 24 декабря 1918 г.; окончил Московский государственный педагогический институт в 1941 г.; главные направления научной деятельности: диалектический материализм, философские проблемы психологии и кибернетики, философская концепция сознания.