Сосницкий Иван Иванович
— артист Императорских театров, родился 18 февраля 1794 г., умер 24 декабря 1871 г. Отец Сосницкого, Иван Семенович, был театральный служитель.
В 1799 г. пятилетний С. был отдан в театральное училище, где воспитанники обучались танцам, пению, музыке, живописи, театральной механике и сценическому искусству, и лишь впоследствии, по склонности учеников к какому-либо из этих искусств, выяснялась дальнейшая их карьера.
Главным классом считался балетный, под руководством балетмейстера Дидло, который, замечая способности детей к танцам, вопреки склонностям к другим искусствам, старался сделать из них непременно танцовщиков.
Такая участь готовилась и Сосницкому.
Через год после своего поступления в училище, С. играл детскую роль в одном из балетов.
В 1807 г. он исполнил в театре роль маленького сына Пожарского в драме Крюковского "Пожарский" и был замечен публикой.
Дидло считал его лучшим своим учеником и даже однажды, за болезнью Дидло, Сосницкому было поручено управлять представлением одного из лучших и сложных балетов Дидло "Амур и Психея". Вместе с тем С. проявил удивительные способности к театральной механике: так для одного из школьных спектаклей, на котором присутствовал директор театров, A. Л. Нарышкин, он сделал в балете "Зефир и Флора" Дидло все механические приспособления для быстрых перемен картин и полетов, за что и был награжден от директора театров часами.
Благодаря способности князя Шаховского определять истинные драматические дарования, С. был выпущен из театрального училища в 1811 г. на роли любовников, петиметров и повес и определен во временную труппу, составленную князем IIIаховским из учеников театрального училища, игравшую в частном доме, по случаю пожара Большого театра.
Князь Шаховской, заметив способности С. к светским ролям, ввел своего ученика в светское общество, где молодой актер скоро сделался общим любимцем, часто играл в любительских спектаклях и славился как искусный танцор.
В доме князя Шаховского С. познакомился с Н. И. Хмельницким, Грибоедовым, Крыловым и другими лицами, имеющими крупное значение в истории русского театра.
Пушкин, князь Вяземский и много других писателей считали Сосницкого своим добрым знакомым.
В доме Хмельницкого впервые читалось "Горе от ума" самим автором, и среди избранных слушателей находился и С., которому впоследствии Грибоедов делал подробные объяснения при постановке своей комедии. "Под такими-то влияниями школы, — говорит автор биографического очерка Сосницкого, Д. К., — уроков князя Шаховского, примеров талантливых артистов большой сцены, общения со светскими и литературными кружками, сложилась артистическая личность Сосницкого.
В его натуре не было крупного драматического порыва, яркой горячности лирического чувства, порождающего трагиков, но зато он был богато одарен гибкою восприимчивостью, тонким анализом и разнообразием выразительных средств, — одним словом — способностями, образующими актера высокой комедии, которая и была его предназначением". Слава Сосницкого начинается с исполнения им роли графа Ольгина, молодого изящного аристократа и остроумного фата в комедии князя Шаховского "Урок кокеткам или Липецкие воды". Пьеса эта, поставленная в 1815 г., имела большой успех, благодаря осмеянию в ней модного литературного направления в лице Жуковского и Карамзина и благодаря образцовой труппе в лице Валберховой, Асенковой, Ежовой, Грянского, Величкина и Рамазанова.
Затем редкая пьеса князя Шаховского, Хмельницкого и Загоскина обходится без участия Сосницкого, и некоторые из этих пьес имели успех только благодаря Сосницкому.
Все пьесы названных авторов, будучи преимущественно переделаны с французского и дав ряд бойких, остроумных ролей, — позволили Сосницкому проявить гибкость своего дарования, изящность манер, искусство грима, искусство мимики и декламации, но не дали ему ничего для создания художественных типов и только служили преддверием появления "Горе от ума", В пьесе князя Шаховского "Ты и Вы, Вольтерово послание, или 60 лет антракта", С. играл Вольтера в первом действии молодым человеком, а во втором — глубоким стариком.
И это изображение старца-философа было особенно удачно у Сосницкого.
Впоследствии Белинский, по поводу игры Сосницкого в двух пьесах в одном спектакле, в первой — дряхлого старика, а в другой — повесу-майора, называет Сосницкого Протеем: "невозможно требовать более отречения от личности.
В этом его превосходство над Щепкиным"... В пьесе князя Шаховского "Фальстаф", переделанной из хроники Шекспира, С. необыкновенно удачно справился с оригинальным образом фантазии Шекспира.
После этого С. переходит на роли классического репертуара, где тоже скоро стяжал себе славу; из любимых публикой ролей Сосницкого была роль Фигаро в "Свадьбе Фигаро" Бомарше; ранее С. играл Альмавиву в той же комедии.
Театр Мольера имел в лице Сосницкого Тартюфа, Арнольфа ("Школа женщин") и Сганареля ("Школа мужей"). В 1829 г., благодаря хлопотам Сосницкого, дано было разрешение на постановку части первого акта "Горе от ума", где Чацкого играл С. В 1830 г. были поставлены еще третий акт, где С. играл Загорецкого, и четвертый акт, где С. стал играть Репетилова.
В 1831 г. была поставлена вся комедия Грибоедова, и роль Репетилова осталась за Сосницким на всю жизнь. "Лишь водевиль есть вещь, а прочее все гиль"... Произнося эти слова со сцены, С. пережил и перечувствовал их более чем кто другой.
Он присутствовал при рождении водевиля в России, ухаживал за ним в детском его возрасте, пережил с ним его молодость и зрелость и присутствовал при его кончине — переходе водевиля в оперетку.
С. сам переиграл много водевилей и в некоторых из них пользовался большою любовью публики.
Гоголь особенно был дружен с Сосницким, им руководил при постановке на сцену своих комедий: "Ревизора", "Женитьбы" и "Игроков" и, в свою очередь, пользовался советами и указаниями Сосницкого при постановке этих пьес на сцене. В "Женитьбе" некоторые сцены изменены против первоначального плана по указаниям Сосницкого.
В 1836 г. был поставлен "Ревизор" в первый раз, и С. первый воплотил на сцене Сквозника-Дмухановского, трудясь над ролью, под личным руководством Гоголя, и разработал свою роль с чисто виртуозною отделкою.
Гоголь был доволен Сосницким.
Не обладая даром играть бытовые роли, С. хорошо играл плута-чиновника, но придавал ему общее значение: перед зрителями был ловкий петербургский плут — чиновник, но не захолустный пройдоха-городничий, другими словами, исполнение Сосницким роли Сквозника-Дмухановского существенно отличалось от ее исполнения Щепкиным, который, подобно Гоголю, создавшему наш бытовой театр, является создателем бытовой и сословной игры на сцене. Эта неспособность Сосницкого к бытовому и народному репертуару не позволила ему позднее выступить в пьесах Островского, к которому С. относился неодобрительно, не будучи в состоянии понять великого значения народного театра, представителем которого и был по преимуществу Островский.
В одном из своих частных писем С. пишет про Островского: "у нас в репертуаре все еще господствуют тулупчики и очищенная". Тридцатые и сороковые годы — годы наибольшей деятельности Сосницкого.
В "Женитьбе" Гоголя он играл Кочкарева; в "Игроках" — Утешительного, в пьесах Полевого: Полония в "Гамлете", Руджиеро в "Уголино", Брандта в "Дедушке русского флота" и в "Параше Сибирячке" роль Прохожего.
Все эти роли Сосницким игрались с выдающимся успехом.
В комедии Александра Дюма "Кин" С. особенно хорошо исполнял роль суфлера Соломона.
Благодаря A. M. Каратыгиной, в Петербурге была поставлена пьеска Альфреда Мюссе (proverbe) "Un Caprice", в переводе названная "Женский ум — лучше всяких дум". Эта пьеска была потом исполнена французскими артистами в Петербурге и, благодаря им, — в Париже.
Таким образом, пословицы Мюссе сделались модными.
Успех этой пьески с Каратыгиной разделял и С. в роли графа Шавиньи. "Вся прелесть этого небольшого акта, говорит А. И. Вольф, автор "Хроники петербургских театров", заключается, конечно, в умении тонко вести разговор так, чтоб зритель забыл, что он в театре, и представил бы себе, что перед ним болтают не актеры, а настоящие светские люди. Каратыгиной и Сосницкому удалось довести публику до такой иллюзии.
Со стороны русских артистов это настоящий подвиг.
В наших великосветских салонах тогда, так же как и теперь, по-русски не разговаривали и потому нет ничего труднее, как вести светскую болтовню (une causerie) на нашем родном языке". Позднее, в подражание пословицам Мюссе, была написана A. M. Жемчужниковым "Странная ночь", где С. в роли Ардатова имел блестящий успех. С конца сороковых годов, С. начинает реже появляться на сцене. Выдающиеся роли этого периода и следующих лет до его кончины были: старого предводителя дворянства Балагалаева в комедии Тургенева "Завтрак у предводителя", генерала Бородавкина в комедии A. A. Потехина "Виноватая" и старичка Мыкогорева в комедии Минаева "Либерал". Последнюю роль С. играл незадолго до своей кончины, будучи 77 лет от роду. С., как преподаватель сценического искусства, прославился своею ученицею B. H. Асенковой, изящный, грациозный талант которой он открыл и образовал.
В своей кратковременной жизни Асенкова играла почти неразлучно с своим учителем, и в некоторых водевилях — "Гусарская стоянка" Орлова, где С. играл садовника Ивана, "Девушка-гусар" Кони, С. стяжал лавры вместе с своей талантливой ученицей.
Другая знаменитая ученица Сосницкого — B. B. Самойлова, в таланте которой много было родственного с учителем: прекрасная декламация в соединении с изяществом светских манер. С. женился в 1817 г. на дочери известного певца Воробьева, Е. Я. Воробьевой, ученице князя Шаховского.
В частной жизни С. отличался гостеприимством и товариществом.
Славились его субботы, где обычными гостями были Пушкин, Брюллов и много других замечательных людей того времени, беседа которых с радушным хозяином была ему особенно полезна в его артистической деятельности. 1 апреля 1871 г. торжественно праздновался шестидесятилетний юбилей службы Сосницкого в Александринском театре, в присутствии Двора и избранной публики.
Спектакль состоял из 2-го действия "Ревизора" и "Завтрака у предводителя", где С. выступил в двух своих коронных ролях. Император Александр II в антракте посетил старца-артиста в его уборной и пожаловал ему бриллиантовое украшение на медаль, полученную им еще в 1861 г. Погребен С. в Ново-Девичьем монастыре. "И. И. Сосницкий" Д. K — а, в "Ежегоднике Императорских Театров, сезон 1892—93 гг." — "Летопись русского театра" Арапова. — "Хроника петербургских театров" А. Вольфа. — "Записки" П. A. Каратыгина. — "Закулисная хроника" А. А. Нильского. — "Очерк истории русской сцены в биографиях ее главнейших деятелей", С. Бураковского. — "Письма И. И. Сосницкого", "Русский, Вестник", 1882 г., № 8. — Сочинения Белинского.
П. Перелецкий. {Половцов} Сосницкий, Иван Иванович — знаменитый актер (1794—1877). Отец его, по-видимому, был капельдинером.
С. отдан был в театральное училище 6-ти лет и уже 13-ти лет выступал на большой сцене, в драме Крюковского "Пожарский". Наибольшее участие в сценической карьере С. принял князь Шаховской, когда в 1811 г. устроил так называемую молодую труппу, в которую С. и был в том же году выпущен.
Первый большой успех С. имел в пьесе Шаховского: "Липецкие воды, или урок кокеткам". С тех пор почти все роли повес и вертопрахов перешли к С.; многие авторы стали даже специально переводить для него с французского пьесы с ролями его амплуа (между прочими, и Грибоедов комедию в стихах "Молодые супруги"). Но постепенно роли его становились все разнообразнее.
Первенствующее положение С. приобретает с появлением на сцене "Горя от ума" и "Ревизора". В "Горе от ума" (1829) С. играл и Чацкого, и Загорецкого и Репетилова; последняя роль — одно из лучших созданий артиста — осталась за ним на всю жизнь. В "Ревизоре" (1836) С. создал роль городничего, вполне удовлетворив автора.
Главным образом, однако, С. приходилось создавать свои типы в водевилях, заменявших тогда веселую комедию, в драмах Кукольника и Полевого, и лишь изредка в классических переводных пьесах ("Тартюф", Полоний — в "Гамлете", Арнольф — в "Школе женщин", Вурм — в "Коварстве и любви"). Театр Островского С. мало ценил и даже восставал против него. Островский появился, когда С. шел уже шестой десяток лет, и артист был обойден в этих пьесах.
Он, однако, не хотел признавать своей старости и в письмах к близким знакомым много жалуется на то, что ему не дают новых ролей. В новом русском репертуаре С., все же, еще успел и в старческие годы создать несколько типичных лиц (в пьесах А. Потехина — "Мишура" и "Виноватая", Н. Потехина — "Доля-горе", Пальма — "Благодетель", Устрялова — "Разрыв", Манна — "Паутина" и др. Последняя сыгранная им роль была в комедии Минаева "Либерал"). — Белинский не сразу оценил С.; во время приезда его в Москву, он написал даже довольно ядовитую статью, озаглавив ее именем С. и наговорив в ней много про других актеров, но ни слова про С. Впоследствии, в Петербурге, Белинский отдал вполне справедливость С. и писал о нем: "Сосницкий превосходен, невозможно требовать большего отречения от личности — это перерождение, подобное Протею.
В этом его превосходство над Щепкиным". С. был тоже превосходным учителем сценического искусства.
Ему всецело обязана своей карьерой знаменитая Варвара Асенкова, сестры Самойловы и др. В 1861 г. торжественно праздновался пятидесятилетний юбилей С. и в 1871 г. — шестидесятилетний.
В частной жизни С. отличался добродушным характером.
Жена артиста, Елена Яковлевна С., дочь певца Воробьева — была очень красива собой, выступила на сцену в 1814 г. сначала в опере "Иван Сусанин" (роль Алеши), Шаховского и Кавоса.
Впоследствии отличалась художественной разработкой тонких комических ролей. Одна из лучших ролей С. — роль Сусанны в "Свадьбе Фигаро". С годами артистка постепенно меняла свое амплуа, исполняя постоянно с одинаковой разработкой и успехом свои роли. В последние годы жизни одним из блестящих созданий ее было исполнение роли Кауровой, в ком. Тургенева "Завтрак у предводителя". Умерла в 1855 г., жертвой своего ревнивого отношения к своей сценической деятельности; не желая уступить роль Линской, она играла больная, и болезнь обострилась.
Ср. брошюру по поводу юбилея С. (СПб. 1861 г.). Статьи в "Художественн.
Листке" Тимма и "Портретной галерее" Мюнстера; "Летопись русск. театра" Арапова; "Хроника СПб. театра" Вольфа (с ошибками).
Письма С. к Читау ("Русск. Вестн.", 1882, № 8), "Русская Старина" (1880, т. XXIX), "Записки П. Каратыгина" (1880); статьи по поводу юбилея и некрологи: "Петерб.
Вед." (1861), "Всемирная Иллюстр.", "Иллюстр.
Газета", "Петербургский Листок" (1871), "Ежегодник импер. театров" за 1892—1893 гг. В. К. {Брокгауз}