Сомов Андрей Иванович
— любитель искусства и писатель по его части; род. в 1830 г.; получил образование в СПб. ларинской гимназии и университете по физико-математическому факультету, в бытность гимназистом посещал классы СПб. рисовальной школы для приходящих, а затем учился рисованию и живописи у академика Будияна.
По окончании университетского курса, в 1854 г., занимался преподаванием математики в частных домах и пансионе Г. Эмме, в 1855—59 гг. преподавал физику в Горном институте, а в 1858—59—в офицерских классах Морского кадетск. корпуса.
В 1859—62 гг. печатал в "Журн. Мин. Пут. Сообщ." свой перевод с итал. языка на русский классического сочинения Галилея: "Разговоры и доказательства относительно законов движения", снабженный предисловием и примечаниями (труд, оставшийся недопечатанным).
Не чувствуя, однако, особенной любви к математике и предаваясь мало-помалу влечению к искусству, он вскоре бросил карьеру педагога и стал изучать историю художеств, интерес к которой усилили в нем многократные поездки в чужие края, где он имел возможность близко знакомиться с памятниками живописи и других отраслей искусства.
С 1857 г. стал помещать статьи преимущественно художественно-исторического и художественно-критического содержания в разных повременных изданиях и состоял сотрудником в "СПб. Ведомостях" Очкина, Корша и Баймакова.
В 1859 г. выпустил в свет описание картинной галереи Имп. Эрмитажа — первое доступное для публики руководство для обзора этой галереи.
С 1863 по 1886 г. служил при Имп. академии наук управляющим канцелярией ее конференции, переводчиком Академии и помощником редактора академических "Записок". В 1871 г., за содействие к развитию в среде русских художников искусства гравирования a l''eau-forte и за издание руководства по этому предмету, был избран Академией худ. в ее почетн. вольн. общники.
В 1872—74 гг., по поручению этой Академии, приводил в порядок ее картинную галерею и составил описательный каталог этой галереи (три части, СПб., 1872—86; первая часть доставила автору Уваровскую премию), в 1870-х г. помещал при отчетах Акад. худ. краткие биографии ее умерших членов, участвовал в нескольких комиссиях, назначавшихся при Академии по разным художественным вопросам, в 1878 г. был командирован в Париж на всемирную выставку в качестве комиссара русского художественного отдела и члена международного жюри. С 1878 г. состоит действ. членом имп. общества поощрения худож. и с 1880 г. бессменно заседает в комитете этого общества.
В 1883—90 гг. редактировал журнал "Вестник изящн. искусств", издававшийся при Акад. худ., в 1883—89 гг. читал лекции истории изящн. искусств на СПб. высших женских курсах, в 1886 г. занял должность старшего хранителя Имп. Эрмитажа по отделению картин, гравюр и оригинальных рисунков и с того времени посвящает свою деятельность главным образом содержанию в порядке, пополнению и описанию вверенных ему коллекций.
С 1891 г. состоит сотрудником в издании настоящего Словаря и редактирует в нем отдел изящных искусств.
Важнейшим из трудов С. должен считаться подробный трехтомный каталог картинной галереи Эрмитажа, составленный согласно всем новейшим требованиям науки, по образцу лучших каталогов западно-европейских галерей (вышел в свет 1-м изданием на русск. языке в 1889—95 гг., на франц. в 1891—95). Из статей С., появившихся в периодических изданиях, наиболее значительные: "Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве" ("Пчела", 1876 г.; отдельная брошюра, СПб., 1899), "Антуан Вирц, бельгийский живописец" ("Свет", научно-художеств. журнал Н. Вагнера, 1877), "Павел Андреевич Федотов" ("Пчела", 1878) и "Женщины-художницы" ("Вестн. изящн. иск.", т. I). {Брокгауз} Сомов, Андрей Иванович (Andre Somof); род. 11 мая 1830; студент СПб. университета; учился рисованию в рисовальной школе Мин. финансов (ныне Школа Общ. Поощрения Художников), a гравированию y Т.Д. Дмитриева.
Консерватор отдела картин в Имп. Эрмитаже; учредитель Общества аквафортистов в Петербурге; издатель журнала Вестник Изящных Искусств. — Его работы: 1. О.А. Петров; 4.3 х 2.9; 1-е отпеч. до подписи; во 2-х прибавлена строка нот и подпись: "А. Сомов 1881". 2. Головка собачки-крысоловки; на шее y нее ошейник с замочком: "А. Сомов". 6.6 х 4.9. — В альбоме: "Первые опыты русских аквафортистов 1871 г.", с цензурной пометой внизу, в лист. 3. Итальянский мальчик в большой круглой шляпе; он прислонился к стене каменного дома; справа видна церковь: "А. Сомов — 1874". 5.11 х 4.2. В Альбоме русск. акваф. 1873 г. 4. Швея (в профиль) вдевает нитку в иглу; на круглом столе перед нею лежат ножницы и другие принадлежности шитья. 5.11 х 4.2: "A. Somoff sc.". В том же Альбоме 1873 г. и в журнале "Свет" за 1878 г. № 6, под заглавием: "Нитка жизни". 5. "Naivete. — A. S". — 8.3 х 5.9. 6. Барыня с маской в руке: "А. Сомов. 1870". 6.2 х 5. 7. Грифонаж — четыре сюжета на одной доске: Господин, рассматривающий картину, две женские головки и голова лошади: "А. Сомов 1864 г. — Посвящается А.А. Лобановой". 6.9 х 5.11. 8. Две курицы клюют корм. 5.3 х 3.6. 9. Крестьянка прикрепляет букет цветов к образу. 8°. 10. Прачка с дочерью: "С. Troutowsky pinx. — A. Somoff ипс. 1875". 6.6 х 5. 11. Женская поясная фигура, с полуоткрытой грудью и с обручем на голове.
В овале: "Пис. Дорси — Грав. А. Сомов. 1875". 6 х 4.6. 12. "Воть я те щелкну! R.L.". Нескромная картинка. 4.3 х 6.3. 13. Купальщица: "А. Сомов. 1881". 5.2 х 3.9. 14. Спящая красавица: "Соч. и Гр. А. Сомов. 1881". 8.11 х 6.6. 15. Пейзаж: влюбленная пара в лодке: "А. Сомов". 3.2 х 4.7. 16. Девушки, купающиеся в пруду: "A. Somoff inv. et del. 1870". 17. Купальщица, выжимающая воду из своих волос. "А. Сомов: 82". {Ровинский}