Соловьев Эрих Юрьевич
(р. 20.04.1934) — спец. в обл. истории западноевроп. филос.; д-р филос. наук. Окончил филос. ф-т МГУ (1957). С 1958 по 1968 — зам. зав. отделом совр. заруб. филос. ж. "ВФ". В 1968—1970 — н. с. Ин-та междунар. рабочего движения, зав. сектором соц. психол. и масс, движений.
С 1970 — в ИФ АН СССР (РАН), в наст. вр. — гл. н. с. Канд. дисс. — "Экзистенциализм и научное познание" (1967). Докт. дисс. — "Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта" (1991). В 60-е гг. осн. обл. интересов С. — концепции К.Ясперса, М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра.
В противовес расхожему истолкованию экзистенциализма как "филосософского отчаяния и страха", утверждал, что суть этого направления в стоическом сопротивлении пессимизму, рожденному кризисом традиц. бурж. религии прогресса.
Показывал, что критика экзистенциализма предполагает освобождение от провиденциалистского (историцистско-го) истолкования обществ. развития при разработке концепции открытой, ситуативно-подвижной истории.
Один из примеров такого понимания истории С. видит в работах Маркса 1848—1852 (ВФ. 1968. № 5). С 70-х гг. С. занимался изучением нравств. и правовых идей нем. реформации, подготовил (первую в СССР) науч. биографию Лютера.
Реформацию он трактует как великий социокультурный переворот, в ходе к-рого родилась предпринимательская хозяйственная этика, раннебурж. правовая и договорная теория гос-ва. Др. обл. иссл., интересующая С., — этика и филос.-правовое учение Канта. С. видит в Канте не столько родоначальника нем. класс. филос., сколько крупнейшего завершителя Просвещения, многие идеи к-рого не были поняты Фихте, Шеллингом и Гегелем.
Работы С. посл. лет посвящены проблемам прав человека и правового гос-ва. В дискуссиях о путях развития России С. настаивает на том, что Россия в новых ист. условиях должна повторить дух., идеол. усилия, к-рые обеспечили становление гражд. об-ва, правовой системы и рентабельной экономики в странах Запада.
В работах С. рассматриваются также методол. проблемы биографического, ситуационно-ист. анализа, комплексного изучения ключевых эпох дух. развития, а также вопросы филос. теории личности.
Соч.: Экзистенциализм.
Критический очерк // ВФ. 1966. № 12. 1967. № 1; Экзистенциализм и научное познание.
М., 1966; Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. [В соавт.] // Философия и наука. М., 1972; Церковь, государство и право в эпоху ранних буржуазных революций.
М., 1983; Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры.
М., 1990; И.Кант: взаимодополнительноетъ морали и права. М., 1992.