Солопов Евгений Фролович
(р. 05.05.1934) — спец. в обл. общих проблем филос. и методол. естествознания, д-р филос. наук, проф. Род. в с. Ярославка Тамбовской обл. Окончил хим. ф-т Горьковского ун-та ''(1957), асп. ИФ АН СССР (1963). С 1963 по 1979 работал преп., доц., проф. Ленингр. кафедры филос. АН СССР. С 1979 по 1991 занимался науч.-методическим обеспечением филос. (методол.) семинаров НИИ и вузов, работая в учреждениях при Президиуме АН СССР и ЦК КПСС. В 1982—1984 по совм. преподавал филос. на естеств. ф-тах МГУ. С 1992 преподает в вузах Москвы филос., логику, концепции совр. естествознания.
С 1994 — проф. кафедры Высшего ин-та управления.
Докт. дисс. — "Материалистическая диалектика и категории материи и движения" (1973). Сост., отв. ред. и соавтор кн. "Материалистическая диалектика и частные науки" (Л., 1976), "Социальные и методологические проблемы современной науки" (М., 1987), "Диалектическая сущность нового мышления" (М., 1990) и др. В работах С. дан углубленный анализ фундам. понятий филос. и науки: материи, субстанции (первосубстанции и субстанции-системы), движения, изменения, развития, прогресса и регресса; выявляется органическое единство гносеол. понимания материи как чувственно-предметной объективной реальности и онтол.-диалектич. ее понимания как саморазвивающейся субстанции-системы.
С. различает понятия движения, изменения, развития не по степени общности, считая их одинаково всеобщими, а по степени абстрактности — конкретности отражения в них объективных процессов.
В центре внимания С. — раскрытие единства диалектики и материализма, филос. природы и филос. об-ва как объективно неразрывных составных частей целостной филос. теории.
Он считает необходимым представить диалектич. логику как предельно обобщенную теорию филос. в целом в виде систематически развернутой идеи единства мира в его материальности и развитии, проходя путь от выражения этой идеи в наиболее абстрактных категориях бытия вообще, характеризующих материю на уровне ее природных проявлений, до выражения ее в категориях обществ. бытия и обществ. сознания.
Построение такой теории и будет диалектическим, собственно теор. обоснованием филос. материализма в целом и ист. материализма как его части в особенности.
Без такой теории фактически оторванными друг от друга оказываются как диалектика и материализм, так и диалектич. и ист. материализм.
Без диалектики материализм оказывается как бы в теор. пустоте, а диалектика без материализма остается абстрактной, обедненной, не доведенной до логич. завершения.
С. отстаивает непреходящее значение для филос. и науки монизма, показывает его преимущества перед эклектикой плюрализма, к-рый хорош лишь в процессе поиска ответов на нерешенные вопросы, возведенный же в принцип он есть отказ от самого их решения.
В работах 90-х гг. С. уточняет трактовку совр. понимания партийности филос., искусства и науки как особого выражения субъективной пристрастности не только соц. классов и полит. партий, но и любой достаточно устойчивой и большой обществ. группы (клас, этнической, нац., профессиональной и т.п.); отстаивает патриотизм, показывая, что он вовсе не является антиподом обще-человеч. ценностей, а сам относится к числу важнейших из них. С. сдана в печать работа "Исторический процесс развития диалектики и материализма в XX веке". Соч.: Вопросы методологии материалистической диалектики.
Л., 1971; Материя и движение.
Л., 1972; Предмет и логика материалистической диалектики.
Л., 1973; Движение и развитие.
Л., 1974; Философские вопросы химии. [В соавт.]. Л., 1976; Введение в диалектическую логику.
Л., 1979; О специфике теоретического знания и философской категории движения // Философские (методологические) семинары.
М., 1984; Роль методологии в формировании мировоззрения сов. ученых // Социально-экономические и мировоззренческие проблемы развития советской науки. М., 1986; Принцип партийности в научном познании.
Возрастание социальной активности ученых. [В соавт.] // Социальные и методологические проблемы современной науки. М., 1987; Проблема единства диалектики и материализма, диалектического и исторического материализма // Марксистско-ленинское методологическое наследие и современная наука. М., 1989; Современное понимание партийности науки и культуры // Истины и ценности на рубеже XX—XXI веков. М., 1992; Концепции современного естествознания.
М., 1998; Философия.
Общая характеристика и история.
М., 1999; Философия.
Предмет и логика.
М., 2000.