Смоленский Степан Васильевич
— известный знаток православного церковного пения. Будучи преподавателем в Казанской учительской инородческой семинарии, С. исследовал так называемую соловецкую библиотеку, находящуюся при Казанской духовной академии.
Подробное описание старинных певческих рукописей этой библиотеки С. поместил в 1887 г. в "Православном Собеседнике". В том же году он напечатал курс хорового пения. В 1888 г. он издал азбуку знаменного пения Александра Мезенца, изложив при этом крюковую систему и перевод крюков на линейные ноты. Это издание проливает свет на церковную музыку, начиная с XII века. Кроме того, С. издал описание старинного знаменного ирмолога, принадлежащего Воскресенскому монастырю (1887), и "Главнейшие песнопения Божественной литургии, молебного пения, панихиды и всенощного бдения" — переложение для мужского хора, помещенное в приложении к "Церковным Ведомостям". В настоящее время С. состоит директором Московского синодального училища церковного пения. Н. С. {Брокгауз} Смоленский, Степан Васильевич (дополнение к статье) — знаток православного церковного пения. Его новейшие труды: "Ектении и некоторые краткие песнопения на божественной литургии" (нотное перед., СПб., 1900); "Курс хорового церковного пения" (M., 1900); "О древнерусских певческих нотациях, историко-палеографический очерк" (1901); "О собрании древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения" (наиболее полное в России собрание певческих рукописей XV — XIX вв.); "О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии" (СПб., 1904); "Панихида на темы из древних распевов, для хора мужских голосов" (СПб., 1905). {Брокгауз} Смоленский, Степан Васильевич — исследователь русского церковного пения, род. 1848 в Казани.
В детстве изучал игру на скрипке; по окончании курса в казанском университете был 17 лет преподавателем пения в Казанской учительской инородческой семинарии.
Благодаря знакомству с старообрядцами С. серьезно занялся изучением церковного пения по крюковым рукописям т. н. Соловецкой библиотеки, находящейся в Казанской духовной академии.
В 1889 занял должность директора Синодального хора и училища в Москве и вместе с тем был приглашен заместить Д. Разумовского († 1889) по кафедре истории церковного пения в московской консерватории.
При ближайшем участии С. курс музыкальных и научных предметов Синодального училища был расширен, и оно получило права среднего учебного заведения; регулярные занятия музыкою и пением в училище малолетних певчих немало способствовали улучшению пения Синодального хора. При училище трудами С. была собрана единственная в России специальная библиотека певческих рукописей XV—XIX вв., весьма ценная в научном отношении, особенно по коллекции старинных хоровых произведений.
С. принимал участие в комиссиях по разработке программ школьного пения, а также по изданию нотных церковных книг, из которых редакция (последняя) октоиха всецело принадлежит С. В 1901—3 С. состоял управляющим Придворной певческой Капеллой.
С. известен сочинениями, исследующими древнерусское церковное пение, особенно со стороны связи его с древней нотацией.
С. изданы: "Курс хорового церковного пения" (М., 1900, 5-е изд.); "Азбука знаменного пения старца А. Мезенца" (Казань, 1888); "О собрании древне-певческих рукописей в Моск. Синодальном училище церковного пения" (СПб., 1899); "Обзор исторических концертов Синодального училища" (М., 1895); "Общий очерк исторического и музык. значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и азбуки А. Мезенца" ("Православный Собеседник", 1887); "О древнерусских певческих нотациях" (1901, изд. Общ. Люб. Древней Письменности); "Главнейшие песнопения Б. литургии, мол. пения, панихиды и всенощного бдения, для мужского хора (изд. "Церковных Ведомостей") и др. Несколько статей С. помещены в "Рус. Муз. Газ." за последние годы. (П.). {Риман}