Скрябин Александр Николаевич
— талантливый русский композитор и пианист.
Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны.
В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру. {Брокгауз} Скрябин, Александр Николаевич — даровитый композитор и пианист, род. 29 декабря 1871 в Москве; воспитывался в кадетском корпусе, но затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фп. Сафонова (золотая медаль), после чего некоторое время жил за границей, где выступал со своими фортепианными сочинениями в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1898—1903 С. состоял профессором игры на фп. при московской консерватории, в настоящее же время всецело посвятил себя композиции.
В своих сочинениях С. отчасти примыкает к Шопену (в области фп.) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности.
Сочинения С.: А. Для оркестра: "Reverie" op. 24; две симфонии: E-dur op. 26 (с участием хора в финале, на слова "К искусству") и С-moll op. 29; В. Для фп. с орк.: концерт fis-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (op. 6, op. 19 соната-фантазия; op. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантазия (op. 28), этюды (op. 8, 12 №№), Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3—10 №№, op. 25—9 №№), прелюдии (op. 11—24 №№; op. 13—6 №№; op. 15, 16, 17—17 №№; op. 22; op 27), польский (op. 21), кроме того, ноктюрны, вальс (op. 1) и др. Крупные сочинения С. исполнялись не только в России, но и за границей (Париж, Берлин и др.). {Риман} Скрябин, Александр Николаевич (род. 6.I.1872 в Москве, ум. 27.IV.1915 там же) — рус. композитор, пианист.
Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса.
Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где его основными педагогами были С. Танеев (композиция), В. Сафонов (фп.). В 1895—96 по инициативе мецената М. Беляева совершил успешную концертную поездку по зарубежным странам (Бельгия, Франция, Голландия, Германия).
С 1898 по 1903 проф. Московской консерватории по классу фортепиано.
С 1904 по 1909 жил в Швейцарии, предпринимая неоднократно поездки в другие страны (в частности, зимой 1906/07 концертировал в США). В 1910 вернулся в Москву.
В последующ. годы часто и успешно выступал с авторскими концертами в разных городах России (выделяется большая поездка по Волге с орк. С. Кусевицкого в 1910) и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия).
Последний авторский концерт состоялся в Петербурге за несколько дней до смерти.
Творчество С. (основная область — фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью.
Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900—07) — усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907—14) — поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности.
Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов.
Соч.: 222 соч., в т. ч. 3 симфонии (I — с хоровым финалом — 1900, II — 1902, III — "Божественная поэма" — 1904), поэма "Мечты" (1898), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" ("Поэма огня", 1910) с уч. фп. и хора; Концерт для фп. с орк. (1897); многочисл. произв. для фп., в т. ч. 10 сонат, 19 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, вальсы и др. Скрябин, Александр Николаевич [25.12.1871(06.01.1872) — 14(27).04.1915)] — композитор, пианист, философ-мистик.
Автор новаторских музыкальных произведений: "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910), ряда сонат, прелюдий.
Род. в Москве.
Отдавая дань семейной традиции, окончил 2-й Моск. кадетский корпус в 1889, но в дальнейшем к военной службе отношения не имел. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фортепиано.
Проф. Моск. консерватории (1898—1903). Много концертировал в России, Зап. Европе, Америке.
Формирование филос. мировоззрения С. пришлось на период расцвета рус. поэтического символизма.
Вместе с тем уникальность личности С. в рус. и мировой культуре обусловлена редким фактом синтеза музыкального и филос. видения мира. По словам А.Бандуры, С. являлся величайшим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков-философов.
Филос. С. выросла из искусства, а искусство продолжило филос. мира и человека.
Музыкально-филос. интуиция привела С. к необходимости осмысления эзотерической филос. традиции, в первую очередь теософии.
О серьезности занятия С. теософией говорят многочисленные пометки, оставленные им на страницах томов "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской.
В 1904 С. принимал участие во Втором междунар. филос. конгрессе (Швейцария) как его полноправный участник.
С. хорошо знал произведения Канта и Фихте, в посл. десятилетие жизни изучал инд. (и буддистскую) филос. Свойственная С. полифоничность восприятия многоплановой симфонии мира не могла быть выражена ни в какой иной форме, кроме мистической: "камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны",— писал он. Обилие изученных С. в 1904—1906 филос. текстов привели к переходу от идей соотношения бытия и сознания к идее мистической демиургической миссии музыки в иерархии Мироздания.
Убедившись в тождестве собственного мистического опыта с опытом Е.П.Блаватской, С. придает ему осознанные музыкальные формы. С. выражает единство истока музыки и физ. мира в мистическом экстазе бытия, отказываясь от общей тональной структуры в пользу структуры, имеющей геометрические свойства кристалла (звук и кристалл).
Словесно (стихотворная "Поэма экстаза", созданная параллельно симфонической поэме, и грандиозное "Предварительное Действо", оставшееся без партитуры) и в музыке поэмы "Прометей" С. решает магическую проблему ускорения эволюции, цель к-рой — дематериализация и начало новой истории мира и человека.
Это попытка трансформации человека в сверхчеловека, человечества — в богочеловече-ство. Трансформируя себя, человек трансформирует Мироздание.
Я чувств низведанных бушующий поток, Я предел.
Я вершина.
Я ничто Я чувство Я мир, я блаженство, Я жажда блаженства Сознание гордое Силы божественной Я Бог! Я ничто, я игра, я свобода, я жизнь Я предел, я вершина Я Бог... Антропологич. взгляды С. несут в себе следы орфизма, неоплатонического гнозиса и герметизма.
Суть их синтеза в том, что С. строит филос. личного разума, творящего мир. Осн. здесь — своеобразная постановка проблемы трансцендирующих способностей человека, основанных на универсальности абсолютной дух. природы человека (человек суть носитель Света и вселенского Добра, Прометей-огненосец).
Поэтому творч. в филос. С. доминирует над познанием: творч. — акт сверхчувственный, трансформационный; трансформация образов реальности в творч. — не что иное, как пересоздание самой реальности. "Все есть мое творчество... Все, что существует в моем сознании.
Все есть моя деятельность, которая в свою очередь есть только то, что она производит... Мир (время и пространство) есть процесс моего творчества...". Идеи рус. космизма четко просматриваются в понимании С. космич. сущности человеч. творч.: любое творч. приобщает к космич. мировому процессу.
Чувствуя себя посвященным в тайнознание, С. придавал исключительное значение инициации средствами звука. Основываясь на теософской гипотезе принадлежности звука сверхчувственному миру (звук — творящий логос), С. создавал язык музыки, способной перевести человека и Вселенную в нематериальное состояние, а роль композитора отождествлял с Демиургом, освобожденным от власти материи.
Врожденная способность самого С. к синестетическо-му восприятию мира определила дух. пейзаж вселенской Мистерии как светозвуковой.
Впервые в музыкальной практике С. ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. Идея абсолютной победы Света имеет у С. свои особенности: речь идет о трансформации в Свет всего сущего и глубоком гуманизме — бунте против физ. несвободы человека и апелляции его к титанической божественной природе.
Смерть предстает для С. уничтожением физичности.
Романтическая мистика душевности (лирическая музыка) заменяется космич. мистикой Духа, суровым дыханием обновления Вселенной.
Филос. искусства С. несет в себе черты мистико-религ. подхода и соответствует духу символического синтеза и филос. всеединства (Всеискусство универсального Синтеза).
Искусство по С. есть религия, бесконечно длящийся литургический акт, связь с космосом через абсолютную музыку.
Искусство представляет собой эзотерический вид творч.; его тайные знаки и смыслы раскрываются в звуках и ритме — "заклинании времени". Искусство и есть истинная жизнь природы.
Широту музыкально-мистического опыта, лежащего в основании филос. С., отмечал А.Ф.Лосев (Мировоззрение Скрябина // Форма. Стиль. Выражение.
М., 1995. С.734—779). Скончался С. в Москве.
Е.В.Зорина Соч.: Записи А.Н.Скрябина // "Русские пропилеи" Т.6. Материалы по истории русской мысли и литературы.
Собрал М.Гершензон.
М., 1919; Переписка А.Н.Скрябина и М.П.Беляева. 1894—1903. Пг., 1922; Письма А.Н.Скрябина.
М., 1923.