Скребков Сергей Сергеевич
род. 3 апр. 1905 в Москве, ум. 6 февр. 1967 там же. Музыковед.
Засл. деят. иск. РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1945), диссертация "Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении". В 1930 окончил муз. науч.-исследовательский ф-т Моск. конс. и физико-математич. ф-т Моск. ун-та. В 1925—1930 пианист рабочего клуба им. Октябрьской соц. революции Савеловской железной дороги.
Науч. сотрудник ГИМНа (1930—1931), Науч.-исследовательского ин-та Радио и телевидения (1931—1932). С 1932 преподаватель Моск. конс. (с 1946 проф., с 1948 зав. кафедрой теории музыки).
Зав. кафедрой Центр. заочного муз.-пед. ин-та (1938—1941), Ин-та им. Гнесиных (1944—1952). В 1944—1952 науч. сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР. Автор статей по вопросам теории музыки, в т. ч. "Сонатная форма в свете теории многоосновности" (в кн.: Н. А. Гарбузов.
Теория многоосновности.
Ч. II. — М., 1932), "К проблеме электрических инструментов" (СМ, 1933, № 4), "Исследование динамических особенностей художественного исполнения перед микрофоном" (там же, 1934, № 8), "Элементы акустики гобоя" (в кн.: Акустический сборник.
Вып. 1. Труды Науч.-исследовательского ин-та Моск. конс. — М., 1936), "Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах" (Журнал технической физики, 1936. Т. 6. Вып. 12), "Теория термоэлемента в связи с изменением реверберации" (там же, 1937. Т. 7. Вып. 12), "Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина" (в сб.: А. Н. Скрябин.
К 25-летию со дня смерти. — М., 1940), "Симфонический тематизм Мясковского" (СМ, 1946, № 4), "Бортнянский — мастер русского хорового концерта" (в кн.: Ежегодник института истории искусств. — М., 1948), "О программной музыке" (Сов. искусство, 1949, № 26), "О народных темах в советской музыке" (там же, 1949, № 10), "Диаграммы громкостей инструментов симфонического оркестра" (в кн.: Проблемы физиологической акустики.
Т. 2. — М., 1950), "Развитие слуха студентов-вокалистов" (СМ, 1951, № 7), "Проблемы музыкального жанра и реализм" (там же, 1952, № 4), "О композиторской технике" (Заметки педагога, там же, 1952, № 10), "К проблеме музыкального образа в советском симфонизме" (там же, 1956, № 4), "Наш счет музыкальной эстетике" (там же, 1956, № 11), "О современной гармонии" (там же, 1957, № 6), "Ответ В. Беркову" (там же, 1957, № 10), "О национальном своеобразии в советской музыке" (там же, 1959, № 5), "Нерешенные вопросы музыкально-теоретического образования молодых композиторов" (там же, 1960, № 6), "К вопросу о симфонической лирике Моцарта" (в сб.: Вопросы музыкознания.
Т. 3. — М., 1960), "Теория музыки и современный слушатель.
Несколько мыслей в связи с теоретическим наследием Б. В. Асафьева" (СМ, 1961, № 1), "Взгляды М. Ф. Гнесина на музыкальную форму" (в сб.: М. Ф. Гнесин.
Статьи, воспоминания, материалы. — М., 1961), "Эксперимент или творчество" (Абстрактное искусство и додекафонная музыка;
Сов. культура, 1963, 11 мая), "Отыщем сокровища советской музыки!" (СМ, 1963, № 9), "Новаторские черты тематического развития в музыке Ф. Шопена" (в кн.: The book of the first international musicological congress devoted to the works of Frederick Chopin. Warszawa, 1963, на англ. яз.), "Преодолеть застой" (СМ, 1964, № 2), "Как трактовать тональность" (там же, 1965, № 2), "Почему неисчерпаемы возможности классических форм?" (там же, 1965, № 10), "Художественные принципы музыкальных стилей.
Введение и исследование" (в сб.: Музыка и современность. — М., 1965), "Эволюция стиля в русской хоровой музыке XVII века" (в сб.: Musica antiqua europae orientalis. Bydgoszcz, 1966. Polska. Acta sientifica congress. I. Warszawa, 1966), "Интонация и лад" (CM, 1967, № 1), "Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке" (в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. — М., 1967), "К вопросу о стиле современной музыки" ("Весна священная" И. Стравинского; в сб.: Музыка и современность.
Вып. 6. — М., 1969), "Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха" (в сб.: Теоретические наблюдения над историей музыки. — М., 1978). Лит. соч.: Полифонический анализ. — М., 1940; Хрестоматия по гармоническому анализу (совм. с О. Скребковой). — М., 1948; Учебник полифонии. — М., 1951; Практический курс гармонии (совм. с О. Скребковой). — М., 1952; Анализ музыкальных произведений. — М., 1958; Полифония и полифонические формы. — М., 1962; Учебник полифонии. — М., 1965; Гармония в современной музыке. — M., 1965; Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII века. — М., 1969; Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973; Избранные статьи. — М., 1980. Скребков, Сергей Сергеевич Род. 1905, ум. 1967. Музыковед, специалист по полифонии, теории и истории музыкальных стилей.
Заслуженный деятель искусств России (1966).