Сюннерберг Гортензия Альбертовна
(Зюннерберг; сцен. псевд. Соловьева) (? Финляндия — после 1914) — арт. оперы (контральто и меццо-сопрано).
Род. в семье полковника.
По окончании моск. Екатерининского ин-та (здесь участвовала в концертах) два года обучалась пению в Милане у Ф. Ламперти.
Затем выступала полтора года в т-ре "Ковент-Гарден" (Лондон) и в течение зимнего сезона в Королевском т-ре на о-ве Мальта.
В 1878—80 солистка петерб.
Мариинского т-ра (дебютировала в партии Зибеля), в 1885—88 — моск. Большого т-ра. Будучи солисткой Большого т-ра, пользовалась советами Д. Леоновой и Дж. Гальвани.
Позднее с огромным успехом выступала в Одессе (1892—93, антр. И. Грекова), Киеве (1893—94, 1900), Тифлисе (1896—98), Петербурге (т-р "Аркадия", 1899; Панаевский театр. 1900, в составе антр. А. Церетели), Харькове (1900, антр. А. Церетели).
Кисловодске и др. городах.
В конце 1880-х — нач. 1890-х гг. гастролировала в Испании, Южн. Америке, Риме, Лиссабоне, Неаполе, Палермо, Вене (целый сезон), Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро.
Обладала ровным, хорошо обработанным голосом приятного тембра и широкого диапазона, имела эффектную сцен. внешность.
Один из критиков писал: "Это артистка — огромной силы и большого захвата.
В ее пении чувствуется буря и мощь" (Театр и искусство. 1899. № 20. С. 373). 1-я исп. партий: в Одессе — Графини ("Пиковая дама"); на рус. сцене — Далилы ("Самсон и Далила"). Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Любаша ("Царская невеста"). Графиня ("Пиковая дама"), Лия, Азучена, Амнерис, Далила, Фидес, Паж Урбан, Ортруда. "Особенно запечатлелась в памяти артистка Сюнненберг в роли Ортруды.
Такого исполнения не слышал я ни у нас, ни позднее в Германии" (Боголюбов Н.)*. Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки);
Зибель, Орсини, Азучена, Кармен.
Партнеры: Э. Альбани, В. Касторский, А. Котоньи, А. Мазини, П. Оленин, Н. Папаян, Е. Терьян-Корганова, Н. Шевелев, Д. Южин. Пела п/у И. Альтани.
Э. Направника, В. Сука, Н. Эммануэля.
Соч.: Какой системе придерживаться при постановке голоса? [б. г.]. Лит.: Гортензия Альбертовна Сюннерберг-Соловьева // Театр и жизнь. 1887. № 32. С. 2; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 121; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 37.