Сибиряков Лев Михайлович
(Сибиряков — псевд.; наст. фам. Спивак) [1869 (в нек-рых источ. 1870), г. Половное Волын. губ., ныне Каменец-Подольская обл. — 1938 (в нек-рых источ. 1942), Варшава (в нек-рых источ. Антверпен)] — арт. оперы (высокий бас), камерный певец. В детстве пел в синагогальном хоре. Пению обучался у проф. Фиорини в Одессе (здесь же дебютировал в антр. Г. Гордеева), затем совершенствовался в Милане у Ч. Росси. В 1895 дебютировал под псевд. Спиваккини в Италии, где выступал в Неаполе (т-р "Сан-Карло"), Милане (был приглашен А. Тосканпни в т-р "Ла Скала"). Позднее выступал в Тифлисе, Харькове, Киеве. Баку. В 1902—04 и 1909—21 (?) солист петерб.-петрогр.
Мариннского т-ра, в 1902 и 1903 выступал в моск. Большом т-ре, пел также в петерб.
Нар. доме и т-ре Петерб. конс. Гастролировал в Тифлисе (1907), Харькове (сезон 1907/08, антр. М. Максакова; 1924), Риге (1910), Томске (1913, 1914), Вологде (1915), Киеве (1921—22), Москве (т-р "Аквариум"; 1929), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1911), Бостоне (сезон 1910/11; выступал в партиях Дона Базилио — "Севильский цирюльник" Дж. Россини: Мефистофеля — "Мефистофель"), Париже (1921), Брюсселе (1920-е гг. — 1938). Обладал ровным, во всех регистрах мощным, хорошо обработанным голосом мягкого тембра.
Владел искусством филировки и пения mezzo voce. Голос певца сравнивали со звуком виолончели.
Однако, по отзывам современников, худож. впечатление от пения С. снижалось из-за нечеткой дикции и отсутствия артистич. культуры и мастерства. 1-й исп. партий: Агриппита ("Сервилия"); в Мариинском т-ре — Анджело ("Анджело", 2-ред.), Нурабада ("Искатели жемчуга"), Погнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Лучшие партии: Мефистофель ("Фауст"), Нилаканта, Генрих-Птицелов, Герман ("Тангейзер"), Вотан ("Золото Рейна"). Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Галицкий, Пимен, Досифей, Собакин, Варяжский гость, Гремин, Рене ("Иоланта"), Агамемнон, Югурта, Солейман-Хан, Элиаким, Граф Савуази;
Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Марсель ("Гугеноты"), Кардинал ("Жидовка"), Рамфис, Вотан ("Валькирия"), Марк ("Тристан и Изольда"). Партнеры: Е. Азерская, А. Больска, К. Брун, И. Ершов, О. Камионский, Л. Липковская, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев.
Пел п/у Ф. Блуменфельда, Э. Направника, Д. Похитонова, А. Тосканини.
В 1920-х гг. концертировал в странах Европы и Америки.
В 1922 выступал с концертами в Ростове-н/ Д. В камерном репертуаре певца были романсы М. Глинки, М. Мусоргского, М. Балакирева.
П. Чайковского, Э. Направника.
С. Рахманинова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, рус. нар. песни, в т. ч. "Ноченька", "Дубинушка", песни тобольских каторжан "Ах ты, доля", "Ой ты, тундра" и др. С нач. 1930-х гг. жил в Варшаве, где преподавал в муз. ин-те (проф.). Записывался на грампластинки (456 произв.; часто под псевд. Лавреньев) в Петербурге ("В И. Ребиков", 1903; "Колумбия". 1904, 1907; "Пате", 1904. 1909, 1913; "Граммофон", 1905—14; "Лирофон", 1905; "Фаворит", 1909, 1910-, "Фонограмма" (Сирена), 1909; "Омокорд", 1910; РАОГ, 1912, 1913, "Сирена", 1912) и в Берлине ("Бека", 1910). Лит.: Русский театр/Сост. и изд. А. М. Шампаньер.—Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 79; Крюгер А. (Муз. обозрение) // Жизнь искусства. 1929. № 12. С. 11; Левик С Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 200 — 202; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 73.