Шулындин Борис Павлович
(р. 07.08.1947) — спец. по метафилос., методол. науки, соц. и политол. филос.; д-р. филос. наук, канд. техн. наук, проф. Род. в г. Горький.
Окончил Горьковский политехн. ин-т (1971), работал в качестве инж., а затем — мл. н. с. в НИИ атомных реакторов (Димитровград Ульяновской обл.). Преподавал в вузах, с 1979 — в г. Горький.
Заочно окончил асп. НИИ атомных реакторов и асп. Ин-та социол. иссл. АН СССР. В 1978 защитил канд. дисс. по проблемам расчета ядерных реакторов, в 1979 — канд. дисс. на соискание степени канд. филос. наук — "Методологические и методические аспекты исследования эффективности науки". Докт. дисс. — "Методологические основы мировоззренческого диалога в условиях современного общества" (1994). С 1995 — проректор и зав. кафедрой филос. Волго-Вятской академии гос. службы (Нижний Новгород).
В трудах Ш. предлагается концепция филос. как системы, подобной аксиоматической науч. теории, и ее развития как "диалога" коэволюции материалистического и идеалистического направлений.
Предложено понятие совр. НТР как системы, состоящей из четырех взаимосвязанных качественных преобразований: в науке, технике, их взаимосвязи и практике (производстве).
Сущностью НТР является выход человека в его практич. и познавательной деятельности за рамки обыденного человеч. опыта, "соразмерной" человеку части мира. В работах Ш. развита концепция собственности на средства производства (обществ. и частной), основанная на различении понятий соц.-экон. содержания и юрид. форм собственности, разработана теория рыночной системы, соответствующей требованиям совр. НТР. В наст. вр. работает над методол. проблемами развития мировоззренч. и обществ. диалога, изучает проблемы формирования рыночной системы и ее регулирования в условиях России.
Ряд иссл. Ш. посвящен разработке понятия духовности (к-рая понимается как способность субъекта "выходить" за рамки собственных потребностей и интересов), менталитета, геополит. условий (для их характеристики предложено ввести понятие геосоц. общности), анализу религ. мировоззрения, росс. ментальности, проблемам гос. устройства и подготовки кадров для органов гос. и муниципального управления.
По инициативе Ш. была восстановлена традиция филос.-бого-словских диспутов по мировоззренч. проблемам.
Ш. является сопредс. оргкомитета традиц. междунар. симпозиумов "Диалог мировоззрений", соред. сб. их материалов и автором вступительных докладов ("Смысл человеческой жизни", 1992; "Свобода и справедливость", 1993; "Традиции и обновление", 1995; "Государственное устройство и народ", 1997; "Мир в III тысячелетии", 1999; с 1998 — предс. Нижегородского отделения Росс. филос. об-ва. Соч.: Противоречие как источник развития философского знания // Противоречия в процессе познания.
Горький, 1985; Диалектика как alter ego материализма // Принципы связи материализма и диалектики.
Пермь, 1986; Современная политическая борьба и судьбы социализма (материалы дискуссии) // Социально-политические исследования. 1991. № 8; Философия и современное общество.
О диалогизации философии и современных концепций общественного развития.
Н. Новгород, 1993. Православие и российский менталитет // Православие и социальное служение.
Н. Новгород, 1997; Российский менталитет и государственное устройство // Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений.
Н. Новгород, 1997; Формирование рыночной системы // Свободная мысль. 1997. № 12.; Собственность и рынок: вопросы методологии // Общество и экономика. 1998. № 1; Российский менталитет в сценариях перемен // Социс. 1999. № 12; О понятиях "дух" и "духовность" // В. Российского филос. общества. 2000. № 2; Россия и Сербия: цивилизационная близость как основа геополитического союза // Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы.
Н. Новгород, 2000.