Шуйский Василий Иванович
(1552—1612) — боярин, ставший царем 19 мая 1606 и царствовавший по 17 июля 1610 в эпоху крестьянской революции, так называемого "Смутного времени". Участвовал в боярско-купеческом заговоре против Названного Димитрия, по убиении которого был возведен на престол блоком боярства, крупного купечества и посадских людей (его поддерживало также купечество поволжских и северных городов).
Непрочность этого блока обнаружилась однако уже к моменту венчания Ш. на царство — бояре протестовали против желания Ш. обращаться к земскому собору, но Ш. совершил указанную присягу; несмотря на это в разосланной по городам крестоцеловальной записи этот текст отсутствует, — в ней говорится об обещании царя совещаться с "бояры своими". Т. о. боярско-посадский блок, ставленником которого являлся Ш., стремился обеспечить политическую мощь боярства и нейтрализовать враждебную боярам фракцию землевладельческого класса — дворянство.
Мелкие и средние помещики южной части Московского государства восстали против Ш. под лозунгом защиты царевича Димитрия, смерть которого они опровергали.
Южное ополчение из мелких помещиков, казаков и крестьян двинулось к Москве, но вследствие внутренних классовых противоречий вскоре распалось.
Предводитель крестьянско-холопской его части Иван Исаевич Болотников был разбит.
В это время появляется новый "Димитрий Самозванец" во главе новой армии из помещиков, казаков и крестьян, усиленной польскими военными отрядами, подошел к Москве и утвердился в с. Тушине.
Война между двумя царями продолжалась два года. Непрерывная гражданская война расстроила торговые сношения Московского государства, что и послужило поводом к распадению блока бояр и купцов.
Последние соединились с дворянством и решили избавиться от обоих царей путем выбора в цари польского королевича Владислава.
Ш. 17 июля 1610 был "сведен" с престола, насильно пострижен в монахи, вскоре отправлен вместе с посольством в Варшаву, где и умер. Его короткое царствование, протекавшее в бурной обстановке классовой войны, связано с законодательными актами первоклассной важности, — так, ему принадлежит закон 9 марта 1607 о крестьянской крепости.
Характерно, что закон Ш. о кабальных людях, запрещающий записывать кабального человека сразу за двумя родственниками во избежание превращения кабальной зависимости в потомственную (1607), и закон, разрешающий добровольную службу по найму без превращения наймита в холопа (1608), были им изданы без Боярской думы, которая 12 сент. 1609, когда уже стало ясно безнадежное положение Ш. на престоле, отменила все эти мероприятия, как противоречащие интересам крупного землевладельца-феодала.
Лит.: Покровский M. Н., Русская история с древнейших времен, т. II, 3 изд., М., [1920], стр. 42—69; его же, Русская история в самом сжатом очерке, [1-е посмертное изд.], Москва, 1932, стр. 50—55; Томсинский С. Г., Крестьянские движения в феодально-крепостной России, М., 1932; Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Московском государстве 16—17 вв., 3 издание, СПб, 1910; Костомаров Н., Смутное время Московского государства..., т. I—III, 3 изд., СПб, 1883—84; Сказания иностранных писателей о России, изд. Археографич. комиссии, т. I, СПб, 1851; Хроника К. Буссова, в кн. Herum Rossicarum scriptores exteri..., v. I, Petropoli, 1851 (рус. пер. у Н. Г. Устрялова, Сказания современников о Димитрии Самозванце, 3 изд., СПб, 1859, т. I); Mapжеpет, Состояние Российской державы и великого княжества Московского, М., 1913; Сказания Массы и Геркмана о смутном времени в России, т. I—II, изд. Археогр. комиссии, СПб, 1874; Записки гетмана Жолкевского о Московской войне, 2 изд. П. А. Муханова, СПб, 1871; Грамоты В. Шуйского о вступлении на престол, о венчании, в кн. Акты, собр.... Археогр. экспедицией, т. II, СПб, 1838, № 44. Б. Греков.