Штенглин Иван

(Jean Stenglin) — гравер черной манерой; род. в Аугсбурге; учился y И.Г. Боденера; гравировал плохие вещи (еще до 1720) черною манерою, которую в то время особенно любили в Аугсбурге.

В 1741 году Штенглин приехал в Петербург, по приглашению академика Штелина, где и работал при академии.

Первые листы его (портреты русских царей №№ 1—12) гравированы крайне грубо. В 1744 году, по неудовольствиям с директором Шумахером, он принужден был оставить академию, но продолжал работать по ее заказам сдельно.

Около 1750 года Штенглин уехал в Москву, где Штелин отыскал его уже в 1763 году в крайней бедности.

Он писал для своего пропитания портреты миниатюрою.

Штелин поместил его в доме Бестужева и дал возможность возобновить прежнюю работу черною манерою.

В 1765 г., по настоянию Штелина, Штенглин был снова приглашен в Академию наук, и возвратился в Петербург.

Здесь ему поручено было обучить шварцкунстному мастерству двух учеников, Василия Соклова и Елисея Федорова, "которые в скором времени оказали такие успехи, что сами могли гравировать портреты". Листы свои Штенглин подписывал полным именем или начальными буквами: "J. St."; некоторые есть и без подписи.

В бытность Штенглина в Москве появилось там около 1760 года множество листов, гравированных черною манерою, без имени мастера, с подписью: "Вырезано в Москве на фабрике Михайлы Артемьева". Сличая работу этих листов с работами Штенглина, можно с полною достоверностью приписать их этому мастеру.

Предположение это вполне подтверждается справкою из дел Академии художеств, из которой видно, что одну из досок, описанную под № 21, изображающую "невинность Иосифа", академия в 1772 году покупала y "гравировальщика Иогана Штенглина". Все доски, гравированные на фабрике Михайлы Артемьева, перечислены под именем Артемьева.

Работы Штенглина, исполненные им в С.-Петербурге 1—18. Портреты русских государей (18 листов), гравированные черной манерой Иваном Штенглиным [Из числа их три: Петр I, Екатерина I и Анна Петровна гравированы А. Зубовым и И. Адольским и помечены монограммою ***]. Они были изданы в первый раз в виде целой коллекции, при Академии наук в 1742 году. Древнейшие из числа их, начиная от Ивана Грозного и кончая Федором Алексеевичем, по свидетельству Штелина, скопированы Ив. Бельским со старинных оригиналов, хранившихся в старом Зимнем дворце и писанных неизвестным мастером; по известию же, напечатанному в Русской Старине (1882... 172), оригиналы были выполнены Ведекиндом, рабтавшим по заказам Петра I в 1715 году в Нарве, a c 1720 в Петербурге.

Мне известно 6 изданий этой коллекции: 1-е из них состоит из 12 портретов: Иван Грозный, Федор Иванович, Борис Годунов, Василий Ив. Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иван Алексеевич, Петр I, Екатерина I, вел. кн. Анна Петровна и Петр II. 2-е изд. состоит из тех же 12 портретов, но доски перетушеваны вновь. В 3-м изд. прибавлен портрет, 13-й, Анны Иоанновны; в этом виде эта коллекция продавалась в Академии наук, по описи 1777 г., за 5— 6 руб. Экземпляры всех трех изданий находятся в моем собрании.

Экземпляр 4-го изд., состоящий из 16 листов, находится в Берлинском отделении гравюр (в музее); в нем прибавлены портреты: 14-й, Филарет Никитич, 15-й, инокиня Марфа, его жена, и 16-й, царевна Софья Алексеевна (изготовленный в 1777 году). Экземпляр 5-го изд., состоящий из 17 листов, в котором к прежним 16 прибавлен 17-й портрет Елисаветы Петровны, — находится в библиотеке (Aula) Гетингенского университета (подарен туда доктором Ашем). Экземпляр 6-го изд. состоит из 18 листов; в нем к прежним 17 прибавлен портрет Натальи Кирилловны; находится в моем собрании. 19—30. С 12 листов 1-го издания этой коллекции Штенглина были сделаны тогда же копии в меньшем размере (8°), очень недурно выгравированные черной манерой, несомненно тем же Штенглиным.

Орнаменты и подписи в них скопированы точь-в-точь с больших штенглиновских листов; монограмм Зубова и Адольского на портретах Петра I, Екатерины I и Анны Петровны нет. Размер их: от 7.5 х 5.2 до 7.8 x 5.5. Полный, отлично сохраненный экземпляр этого издания находится в моем собрании (единственно известный). 31. Бюшинг. 32. В. княгиня Екатерина Алексеевна (Екатерина II), с оригинала Грота; 1748 г. По поводу этого портрета сохранился в Журналах Академии Наук целый ряд постановлений о том, чтобы Штенглин усилил в разных местах тени, исправил рисунок и т. д. (то же и о портрете Петра III). См. в моем Подробном словаре портретов. 33. Ее же портрет, относимый к работам Штенглина; поясной, с длинным локоном; 3/4 впр. 7.6 х 5.10. Единственно известный экземпляр его, без подписи, находится в Публичной библиотеке. 34. Императрица Елисавета Петровна, в рост: "L. Caravaca inv. I. Stengline sculp.". 12.11 х 9.1?. Приложен к Описанию коронования Елисаветы Петровны. 35. Елисавета Петровна, поясной (копия с гравюры Ив. Соколова в 1746 г., с ориг. Каравака): "L. Caravaca pinxit, I. Stenglin sculps.". 36. Леонард Эйлер, академик: "I. Stenglin sculpsit Petropoli 1768. Handmann Pinxit Berlin 1756"; доска сохранилась в Академии наук. 10.6 х 8.3. 36а. Другой портрет Эйлера, гравированный в манере Штенглина. 37. Лесток, французский посол; поколенный; из самых редких листов Штенглина. 38. Б.Х. Мюних; поколенный, 3/4 влево: "grave par I. Stenglin 1765"; 15.6 х 12.4. 1-е отпечатки, по заметке Штелина, без 1765 года и без слов: "a l''age de 83 ans (я не видал таких экземпляров). 39. Он же, поясной, повторение предыдущего: "Iohan Stenglin sculp.". 6.1 х 5.6. 40. В. князь Павел Петрович; с ориг. De la Pierre''a. Очень редкий лист. 41. В. князь Петр Феодорович (Петр III); поколенный, с жезлом в руке: "G.C. Grooth Pinxit. I. Stenglin sculp.". 15. 9. х 12.10 [Портрет Петра III гравировал и учитель Штенглина: "Gabriel Bodenehr sculps. Joh. Dadiel Herz excudit Fug. Vind.". 13.2 х 10.1.]. 42. Георг II, король английский (лицо с медали, вырезанной в 1749 году медальером Шаклетоном); в рост: "Sculps J. Stenglin Petropol. 1749". 43. Профессор Рихман (Фрид. Вильг.); гравирован Штенглиным вместе с учеником его Федосеевым; поясной. 7 х 5.10?. 44. Елизавета Штелин (жена Якова), урожденная Рейхмут: "Peint par Tocque... 1757. Grave par I. Stenglin 1767". 10.1 х 7.10. 45. Профессор аллегории Яков штелин; поясной, 3/4 влево: "Peint a S.-Pbg par M. Schmidt graveur du Roi de Prusse 1762, grave par I. Stenglin 1764". 10.1 х 7.10. Есть отпечатки без этой подписи; очень редки. 46. Повторение предыдУщего оригинала; овал в четырехугольнике; поясной, 3/4 влево: "Jacques de Stenglin | Conseill''. d''Etat de S. Maj. I. de Russie | Membre des Academ. de Petersbg. Madrit et Leipsig. | Direstr de l''Acad. des Arts a Petersbg 1762". 10.2 х 7.10?*. B 1-x отпечатках под самым овалом, справа, находится: план крепости, угольник, циркуль и флейта; во 2-х, очень слабых, подле флейты приделана еще какая-то вещица, похожая на курительную трубочку*. 47. Ив.Ив. Шувалов; несколько схожий с типом Ротари—Чемесова.

Единственно известный экземпляр находится в моем собрании; он обрезан кругом, так что нельзя сказать, была ли на нем какая-либо надпись.

Шувалов представлен по грудь, почти прямолично; он в статском кафтане; с лентой через правое плечо, со звездой Св. Андрея и крестом Св. Анны на шее, спущенным почти до пояса. На шее y него повязан платок, от которого длинный конец спускается на грудь, на ленту; 7.5 х 7.8*. 48. Гр. Петр Ив. Шувалов; поколенный: "Stenglin sculp."; в лист. Публич. биб.; 14.3 х 11.3. Чрезвычайно редкий. 49. Портрет датского посла Андрея Шумахера: "peint par V. Eriksen Danois St. P. B. g. 1763. I. Stenglin sculpsit.". 10.3 х 7.4. 50. Фейерверк, в описание коронации имп. Елисаветы Петровны. 51. Виньетка;

Елисавета Петровна в рост "Wenn Wie sie sollten... Iohann Stenglin calcogr.". 6.6 х 8. 52. Орел с вензелем Елисаветы. 2.9 х 2.3. 53. Женская фигура в покрывале, опершись на левую руку. 4.5 х 3.7?. Все три (51—53) находятся в русской библиотеке Академии наук, в тетради с произведениями Маттарнови, Соколова, Бернца и Качалова. 54. Видеман, Самуил, пастор; с книгой в руке: "Am glauben liegts!.. Samuel Widemann | Pfarer zu St. Ulrich A.C. | Act. L. Min. XIX. — Ioh Jacob. Haid pinxit. Iohannes Stenglin sculpsit Aug. Vindel.". 12.8 х 8.1. 55. Голова, с оригинала Буше; гравирована карандашной манерой в 1766 году; 4°. Означена в собственноручном списке гравюр академии, составленном Штелиным. {Ровинский}