Штелин Яков
(Stahlin) — Весьма много способствовал к усовершенствованию гравирования в России; покровительствовал Вортманну, вызвал в Петербург Штенглина и два раза пристраивал его в Академию наук [Все сведения о Штелине выписаны из его формуляра, составленного, очевидно, им самим.]. Яков фон Штелин родился в 1712 году 10 мая, в Мейнингене; в 1735 г. он был выписан из Германии по контракту в Императорскую академию наук для словесных наук и аллегорических изобретений, потребных для фейерверков, иллюминаций и медалей. 1737 г., 14 октября, сделан "профессором элоквенции и поэзии" и членом Академии наук. В 1738 году надсматривал над академическими граверами.
Так как граверы должны быть хорошими рисовальщиками, то им дан в учителя итальянский живописец Gerolamo Tarsia (который давал им уроки после обеда). В 1741 г., приняв в управление основанный при Академии наук художественный департамент, Штелин выписал из Мейнингена рисовальщика Crimmel''я и гравера Stenglin''a. В 1842 составлял Описание коронования имп. Елисаветы I, на немецком языке, и под его смотрением изготовлялись к оному гравюры.
В 1743 изобрел "новые движущиеся фигуры в огне, в фейерверке, данном по случаю Шведского мира" (Орел слетал на льва) [Здесь почтенный профессор аллегории немножечко прихвастнул: движущиеся фигуры в фейерверках употреблялись уже при Петре I. В фейерверке по случаю взятия Азова, например, "Нептунус подъезжал к двуглавому орлу и подносил ему новое море".]. В 1747 году учредил Академию изящных художеств в России при Академии наук; выписал многих искусных рисовальщиков, граверов и других иностранных художников, заведши наперед бывшее дотоле в неизвестности в России резное на меди художество, тушевальную манеру [И здесь Штелин приписал себе неподходящую заслугу: с тушевальным способом гравирования познакомили нас Шхонебек и Пикар, которые и сами гравировали им и обучили оному Алексея Зубова.], и вырезывание на камне портретов, и определил к тому способных учеников, за что Академии наук президент граф Разумовский письмом своим особливую засвидетельствовал ему благодарность.
В академии отделены все граверы, резчики на камне, стали и дереве, архитекторы и скульпторы в отдельный департамент.
В последобеденное время учреждены были классы для рисования с натуры.
Для составления касты профессоров приглашены были учителя, лучшие немецкие и итальянские мастера, находившиеся при дворе, с жалованьем от 200 до 300 рублей (одним из первых был приглашен архитектор Фельтен).
В академии образовано три класса для рисования: 1) с рисунков, 2) с гипсов и 3) с натуры.
Для воспитания взято из крепостной гарнизонной школы 30 мальчиков — из них 12, по истечении месяца, признаны способными и оставлены в академии, остальные отосланы обратно.
Гравировка сильно пошла вперед; выгравирован план С.-Петербурга на 9 листах, виды Петербурга, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума, портреты государыни и великого князя. Изданы описания всех бывших фейерверков и торжеств, "оные под его смотрением на меди вырезаны и чрез продажу оных даже до ныне нарочитую прибыль Академия получает"; потом учинен он был директором Академии изящных художеств и над всеми художественными департаментами, также и членом академической канцелярии, с назначением места и голоса. "В 1767 году издал он свои известия изящных художеств в России, кои во 2-й части сочинения, под названием Обновленной России, напечатаны и, как российскому двору, так и российской нации принесли много чести". Штелин умер в Петербурге 73 лет, 25 июня 1785 года, прослужив России 50 лет. После него осталось: 1. Огромное количество бумаг разного рода, в том числе множество записок и заметок о художествах в России в XVIII веке; и 2. Большое собрание русских гравюр Шхонебека, Пикара, Зубовых, Соколова, Вортманна и др., большею частью в пробных и единственных экземплярах.
Собрание это от родственников Штелина поступило, почти в полном составе, в древлехранилище М.П. Погодина, a от него в Публичную библиотеку. {Ровинский}