Штакеншнейдер Андрей Иванович
— профессор архитектуры Императорской Академии Художеств и строитель дворцов, родился 22 февраля 1802 г. на мельнице (на р. Пудости) в 4-х верстах от Гатчины.
Дед его переселился из Брауншвейга в Россию при императоре Павле I. Отец, заметив в ребенке склонность к строительному искусству, отдал его в Академию Художеств.
Успехи Ш. не были блестящи, и никто не подозревал, что в будущем из него выйдет знаменитый строитель дворцов и изящных зданий.
Поступив в Академию в 1815 г., Ш. окончил ее в 1821 г. и прямо со школьной скамьи был принят на службу в комитет строений и гидравлических работ в Петербурге в качестве чертежника.
Здесь Ш. прослужил 4 года и ничем особенным не отличился.
Только со времени определения его в должность архитектора-рисовальщика в "комиссию о построении Исаакиевского собора" (в 1825 г.) Ш. начал выдвигаться своими самостоятельными работами.
Вскоре Ш. получил и другую работу.
На архитектора Монферрана было возложено устройство катафалков и всего траурного убранства Петропавловского собора, по случаю погребения императора Александра I, а затем и императрицы Елизаветы Алексеевны.
В обоих случаях исполнение всех рисунков, как общих, так и детальных, было поручено Монферраном Ш. и последний выполнил возложенную на него работу с большим успехом, за что получил первую награду по службе.
В 1827 и 1828 гг., когда в Зимнем дворце решено было переделать комнаты императрицы Марии Федоровны, Ш. был привлечен к этой переделке.
После смерти императрицы Марии Федоровны Ш. был приглашен для устройства катафалка в Петропавловском соборе; это была его последняя работа на службе в Исаакиевской комиссии.
В 1830 г. Ш. испросил себе отпуск за границу для поправления расстроенного здоровья, но не воспользовался им, так как Монферран предложил ему очень выгодную работу у графа А. X. Бенкендорфа.
Последний поручил Ш. перестроить почти заново свой древний замок в имении Фалле. Поручение было серьезное, и от его удачного исполнения зависела дальнейшая карьера Ш. Бенкендорф, восхищенный его работой, рекомендовал Ш. императору Николаю I. Занятый перестройкой замка в Фалле, Ш. в конце 1831 г. принужден был выйти из комиссии по построению Исаакиевского собора.
Около двух лет Ш. работал в Фалле, а затем в 1833 г. был определен по ходатайству Бенкендорфа ко двору Его Имп. Высочества, Вел. Князя Михаила Павловича.
Исполняя разнообразные строительные работы по поручению Высочайших Особ, Ш. впервые стал проявлять замечательный талант.
Прежде всего он проявил свой вкус и знания в наружной и внутренней отделке дачи Его Императорского Высочества, Принца Петра Георгиевича Ольденбургского; к этому же времени относятся исполненные Ш. рисунки люстр и канделябров для Императорского стеклянного завода и исполнение программы, данной Академией (проект небольшого загородного Императорского дворца), за которое Ш. в 1834 г. удостоился звания академика.
Первой задачей нового академика было создать национальное искусство и стиль. Пробой в этом направлении явилась постройка сельского домика у "Запасного пруда" в Петергофе, ко дню рождения императора Александра II. Как новость, игрушка эта понравилась, и Ш. получил Высочайшее повеление ехать в Москву и заняться проектом дворца в с. Коломенском . Командированный в августе, Ш. провел всю осень в изучении места, предназначенного для постройки дворца и, возвратившись в Петербург, занялся проектом в характере, напоминавшем Московские архитектурные памятники.
Достроив в Петергофском парке (против Александрии), при въездах с большой дороги, две "караульни" в английском стиле, он составил проект пристройки столовой залы ко дворцу в Александрии и на Знаменской мызе занялся переделкой существовавшего там дома. В отделке комнат этого дворца Ш. обнаружил себя архитектором-орнаментистом.
Параллельно с этими работами Ш. исполнил отделку "музыкальной" и "гостиной" комнат во дворце В. К. Михаила Павловича.
В том же году под надзором Ш. происходила переделка дворца в Ораниенбауме, где тогда строилась новая зала. Кроме вышеприведенных поручений, он успел выполнить много частных заказов.
Тогда же он возвел вокзал при станции ж. д. в Павловске, построил несколько дач в окрестностях столицы, дом барона Притвица в д. Забалканской и домовую церковь в имении Бенкендорфа Фалле, близ Ревеля.
Там же, по случаю посещения Императорской фамилией, Ш. поставил "монумент". В начале 1836 г. Ш. был причислен к департаменту Уделов, и в следующем году послан за границу "для усовершенствования", с выдачей ему на путевые издержки 200 червонцев и с сохранением получаемых им окладов.
Ш. пробыл за границей до марта 1838 г. и за это время успел посетить Италию, Францию и Англию, изучая разнообразные стили и занося свои наблюдения в путевой альбом.
Возвратившись из-за границы, Ш. сейчас же снова принялся за работу.
Он получил повеление составить проект дворца для Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
Этот проект в общих чертах Ш. представил императору Николаю I, который одобрил его и, повелев построить дворец у Синего моста, назначил строителем здания Ш. Этот дворец является одним из лучших и капитальнейших произведений Ш. Кроме изящества, красоты и удобства помещений, заслуживает внимания основательно разработанная здесь система металлических стропил и балок, тогда очень редко употреблявшихся в строительном искусстве.
Висячие колонны дворцовой церкви, устройство фонарей для просветов и металлическая сетка для намета штукатурки потолков представляли в свое время удачнейшее разрешение сложных задач, встретившихся Ш. и бывших тогда новостью для многих строителей.
Заслуги Ш., как художника, были единодушно признаны Академией Художеств, и он был назначен профессором архитектуры в 1844 г. Одновременно с постройкой Мариинского дворца, Ш. была поручена постройка дачи для Ее И. Высочества на мызе Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом.
В период 1839 и 1840 гг. Ш. составил еще проекты: детской больницы в Петербурге, посольского дома в Тегеране и проект "хода" или "мыса" в море в Александрии.
В 1840 г. Ш. было поручено составить проект небольшого дворца в Орианде.
Для ознакомления с местностью, в которой должен был быть построен дворец, Ш. был послан в Крым. Поездка, предпринятая в сентябре 1841 г., продолжалась 1? месяца.
Собрав на месте все необходимые сведения, Ш. к концу 1841 г. представил императору Николаю I три проекта, различного характера.
В период с 1840 по 1841 гг., принявшись за перестройку дома князя Белосельского, Ш. также составил проект роскошного загородного дома для Потемкина в имении Гостилицах.
Этот барский дом по идее архитектора получил форму романо-готического замка. В период 1843—1844 гг., вслед за окончанием работ по павильону на острове Большого озера в Петергофе, Ш. составил проект на перестройку собственной Его Величества дачи, находящейся за Петергофом, в характере павильонов XVIII века, в два этажа. Затем Ш. начал постройку павильона для Е. И. В. Великой Княгини Марии Николаевны и во дворцах Константиновском и Большом перестроил более сотни комнат с применением водопроводов.
Вместе с тем Ш. строил павильон на Сампсоновском канале, названный впоследствии "Озерками", в Петергофе.
Затем Ш. съездил вторично в Крым для осмотра каменных работ. Возвратившись оттуда, он снова принялся усиленно за работу.
При отделке комнат Большого дворца Ш., между прочим, получил приказание реставрировать зал, отделанный графом Растрелли в стиле рококо.
Это доставило Ш. возможность хорошо познакомиться и строже изучить мотивы Растрелли, которому он впоследствии очень удачно подражал.
Так, например, он прекрасно отделал в стиле Елизаветы Петровны дом князя Белосельского, на Невском проспекте, у Аничкина моста. В 1846 г. Ш. спроектировал новый храм в Павловске и еще две церкви для княгини Белосельской и графа Оффенберга.
В то же время он исполнил постройку домов гофмаршала Олсуфьева и графа Кушелева и составил проект памятника графу А. X. Бенкендорфу.
Этим заканчивается период наиболее кипучей деятельности Ш. Получив Высочайшее повеление отправиться в третий раз в Крым для осмотра работ в Орианде, Ш. составил проект и смету на окончательную отделку и меблировку этого дворца.
В 1849 г. Ш. создал новый проект для графа Слизена на постройку обширного средневекового замка. Вполне окончив дворец на Императорской даче и два моста, названные "колонистскими", Ш. получил приказание составить проекты зал и лестниц в большом Императорском Эрмитаже и столовой на половине Наследника в Зимнем дворце.
В 1850 г. Ш. закончил дворец в Орианде.
Затем ему было приказано составить проект, для сооружения загородного дворца со службами в русском стиле, на Михайловской даче, близ Петергофа, двухэтажного павильона в форме греческого храма, ионического ордена, на Бибигольских высотах, и там же каменной церкви с колокольней.
Тогда же Ш. приступил к постройке каменных оранжерей на Михайловской даче. Из частных построек в 1852 г. Ш. окончил дом дворянского собрания в Новгороде, перестроил дом графа Кушелева, в Петербурге, у Симеоновского моста и составил проект перестройки его же дома в c. Лигове.
В 1853 г. Ш. получил поручение от императора составить проект дворца E. Высочеству B. К. Николаю Николаевичу близ Благовещенского моста. В 1854 г. почти одновременно были открыты построенные Ш.: часовня на Николаевском мосту и церковь во имя царицы Александры на Бабигоне.
В то же время за безвозмездное составление проекта иконостаса для церкви в Петербургском Вознесенском женском монастыре Св. Синод изъявил Ш. особенную свою признательность.
Затем по Высочайшему повелению Ш. спроектировал памятник баронету Виллие.
Последним выдающимся сооружением Ш. был дворец для B. К. Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, который он окончил в 1861 г. Ш. принадлежит к числу немногих выдающихся художников, оставивших по себе прочную память, как самым достоинством и значением сооружений, так и громадным количеством их, созданных в течение тридцатилетнего неутомимого труда. Произведения Ш. носят на себе следы последовательного преобладания у нас известных стилей, так что в этом отношении разработка его художественного наследства представляет немалый интерес для изучения истории архитектуры за предшествующие десятилетия, в которые один модный стиль быстро сменялся другим.
От усиленной работы здоровье Ш. значительно ослабело и весной 1865 г. врачи посоветовали ему лечиться кумысом.
Лечение, казалось, принесло пользу Ш., и он стал себя чувствовать более бодрым, но обратная утомительная дорога вредно отозвалась на нем. В Москве Ш. принужден был остановиться и здесь скончался 8 августа 1865 г. Тело его перевезено в Петербург. "Отчет Императорской Академии Художеств" 1864—1865 гг. СПб., 1866 г., стр. 139—165. — П. H. Петров: "Некролог профессора архитектуры Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802—1865 гг.), СПб. 1867 г., стр. 29. — "С.-Петербургские Ведомости" 1865 г., № 287, стр. 2. — "Месяцеслов" на 1867 г., стр. 95. — П. Н. Петров: "Материалы для истории Императорской Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. II, стр. 282, 321, 436; т. III, стр. 23, 214, 222, 340, 433, 442. ? "?ива" 1890 г., стр. 818. — "Иллюстрированная Газета" 1868 г., №№ 9 и 10. А. Трнка. {Половцов} Штакеншнейдер, Андрей Иванович — знаменитый в свое время петербургский архитектор; внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга, род. на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств.
Не выказав при прохождении в ней курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя, перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора.
Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны.
В 1831 г. Ш. покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. X. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля.
Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Ш. Он быстро приобрел благоволение Николая I, стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов.
Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.
В 1834 г., за составленный Ш. по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика.
В 1837—38 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию.
В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем.
В последние годы жизни здоровье Ш., истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления он, весной 1865 г., по совету врачей отправился на кумысное лечение в Оренбургскую губернию.
Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Ш. очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.
Главное и самое лучшее из его созданий — Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета).
Кроме него, в СПб. им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича).
Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности.
Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островках и на Самсоновском канале, павильон и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и проч., дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и проч. В Царском Селе сооружен Ш. памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны — церковь-усыпальница графа Кушелева, в Гостилицах Петергофского уезда — дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, — дворец императрицы Александры Федоровны и проч. Из прочих трудов Ш. заслуживают быть упомянутыми перестройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в СПб., а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах. {Брокгауз} Штакеншнейдер, Андрей Иванович проф. архитектуры в Имп. ак. худ.; род. около Гатчины 22 февр. 1802 г., † 1866 г. {Половцов} Штакеншнейдер, Андрей Иванович (06. 03. 1802, Гатчина — 20. 08. 1865, Москва) Архитектор-художник.
Окончил ИАХ в 1821, работал на строительстве Исаакиевского собора у архит. О. Монферрана.
Работал преимущественно по императорским заказам.
В 1835 получил звание академика.
В 1837 обследовал остатки Коломенского дворца под Москвой и представил свой проект, в который включил знаменитый храм Вознесения.
Проект получил высочайшее одобрение, но не был осуществлен.
Построил много великолепных зданий в Петербурге, его окрестностях и в Крыму. Ист.: РГАДА, ф. 1239, оп. 57, д. 182. Лит.: Архитектурный музей. — 1902. — №3. — С. 30; Петрова Т. А. Андрей Штакеншнейдер. — Л., 1978.