Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(род. 1906) — советский композитор.
Окончил Ленинградскую гос. консерваторию по классу композиции у М. Штейнберга.
В начале своего творческого пути находился под сильным влиянием современной урбанистической западноевропейской музыки (в частности Стравинского и Прокофьева).
С 1928—29 в творчестве Ш. наметился решительный перелом в сторону преодоления этих влияний, углубления социальной тематики и реалистического воспроизведения действительности.
Характерной чертой творчества Ш., отличающегося ярким мастерством, волевой напряженностью и четкостью конструктивных моментов, является стремление к острому сатирическому гротеску.
Наиболее значительные сочинения Ш.: Симфония, симфоническое "Посвящение Октябрю", оперы: "Нос" (по Гоголю), "Леди Макбет Мценского уезда" (по Лескову), балет "Золотой век", музыка к звуковым фильмам "Одна", "Златые горы" и др. Шостакович, Дмитрий Дмитриевич (род. 25.IX.1906 в Петербурге, ум. 9.VIII.1975 в Москве) — сов. композитор, пианист, педагог, муз.-общественный деятель.
Музыкой начал заниматься с 9 лет. Первоначальное муз. образование получил дома (уроки фп. у матери) и в муз. школе И. Глиссера (1916—18). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки.
В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фп. — у Л. Николаева (оконч. в 1923) и композиции — у М. Соколова, М. Штейнберга (оконч. в 1925). В качестве дипломной работы представил Первую симфонию (1-е исп. 12.V.1926 в Бол. зале Лен. филармонии п/у Н. Малько).
В 1927—30 аспирант кл. композиции М. Штейнберга.
В 1927 участвовал в I Междунар. конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома; до 1930 продолжал интенсивную концертную деятельность.
В 1937—41, 1945—48 преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории (с 1939 профессор), параллельно с 1943 по 1948 руководил классом композиции в Московской консерватории.
В годы Великой Отечественной войны работал до окт. 1941 в осажденном Ленинграде, занимаясь сочинением Седьмой симфонии, затем — в Куйбышеве.
В 1943 переехал на постоянное жительство в Москву; руководил аспирантурой (1963—66) на композиторском фак. Ленинградской консерватории.
В 1965 ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения.
К числу учеников Ш. принадлежат В. Баснер, И. Болдырев, Р. Бунин, Д. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, А. Лобковский, Г. Свиридов, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский, частично (в аспирантуре) Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Значительное место в жизни Ш. занимала общественная деятельность.
С 1939 по 1948 он чл. президиума оргкомитета СК СССР, с 1937 по 1948 чл. правления Лен. отд. СК (в 1947—48 пред. правления), в последующие годы чл. правления и секретарь СК СССР и СК РСФСР (в 1960—68 первый секретарь СК РСФСР). С 1947 неоднократно избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. С 1941 чл. Славянского комитета СССР, с 1949 чл. Советского комитета защиты мира, чл. сов. делегаций на различных междунар. конгрессах (Польша, Австрия, США и др.), многократно представлял сов. муз. культуру за рубежом как композитор и муз. деятель.
Заслуги Ш. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1942), нар. арт. РСФСР (1948), нар. арт. Башк. АССР (1964), нар. арт. Бурят. АССР (1969), нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966); награжден орденами Ленина (1947, 1956, 1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1940). В 1954 удостоен международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами"; лауреат Ленинской (1958) и Гос. премий СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Широким признанием пользуется творчество Ш. за рубежом.
Он избран почетным чл. Шведской муз. академии (1955), Академии искусств ГДР (1955), Академии Санта-Чечилиа в Италии, Английской королевской муз. академии (1958), почетным доктором Оксфордского университета; лауреат премии им. Сибелиуса; командор франц. Ордена искусств и литературы (1958), почетный чл. Американской академии наук (1959) и др. Музыка Ш., композитора, наделенного ярчайшей творческой индивидуальностью и неповторимым муз. почерком, художника-мыслителя и гражданина, новатора и вместе с тем "прямого наследника классического русского искусства" (Ю. Шапорин), насыщена действенным советским гуманизмом и этическим пафосом, проникнута глубоким, но сдержанным в своем внешнем выражении чувством в сочетании с могучей интеллектуальной силой. При всем разнообразии затронутых им жанров Ш. симфонист-драматург по преимуществу, он достиг исключительного мастерства в развитии музыкально-образного содержания и в овладении всеми музыкально-выразительными средствами, в частности полифонической техникой.
Соч.: оперы "Нос" по Гоголю (соч. 1928, пост. 1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по Лескову (1934, нов. ред. 1963); балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), "Светлый ручей" (1935); оперетта "Москва, Черемушки" (1959); оратория "Песнь о лесах" для тен., баса, хора мальч., смеш. хора и орк. (1949), кантата "Над Родиной нашей солнце сияет" для хора мальч., смеш. хора и орк. (1952), "Поэма о Родине" для 5 сол., хора и орк. (1947); 15 симфоний: I — 1925, II — "Октябрю", с хором, 1927, III — "Первомайская", с хором, 1929, IV — 1936, V — 1937, VI — 1939, VII —1941, VIII — 1943, IX — 1945, X — 1953, XI — "1905 год", 1957, XII — "1917 год", 1961, XIII — с хором басов, 1962, XIV — для 2 сол. и камер. орк., 1969, XV — 1971); "Казнь Степана Разина", поэма для баса, смеш. хора и орк. (1964), "Октябрь", поэма (1968), Праздничная увертюра (1954), 5 фрагментов для орк. (1935), фрагменты из музыки к к/ф "Овод" (1955), сюиты из оп. "Нос" (1928), из балета "Золотой век" (1934), из музыки к к/ф "Златые горы" (1931), из балета "Болт" (1931), из музыки к трагедии Шекспира "Гамлет" (1932), из музыки к к/ф "Белинский" (1960), 4 балетные сюиты (1949, 1951, 1952, 1953) и др. произв. для орк.; концерты: 2 для фп. (1933, 1957), 2 для скр. (1948, 1967), 2 для влч. (1959, 1967) с орк.; 2 пьесы Скарлатти для дух. орк. (1928), Сюита для джаз-орк. (1934), "Таититрот", транскр. для орк. (1928); камер.-инструм. анс., в т. ч. 2 пьесы для октета (1925), 15 квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), Фп. квинтет (1940), 2 фп. трио (1923, 1944), сонаты для скр и фп. (1968, 1970), Соната для влч. и фп. (1934), Соната для альта и фп. (1975); фп. соч.: 2 сонаты (1926, 1942), Концертино для 2 фп. (1953), 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951), "Афоризмы", 10 пьес (1927), 3 фантастич. танца (1922) и др.; хоры а капелла, 10 поэм на сл. революц. поэтов конца XIX — нач. XX столетия (1951), обр. рус. нар. песен (1957); романсы и вок. циклы: 6 романсов на ст. японск. поэтов для тен. с орк. (1932), 8 англ. и амер. нар. песен для гол. и орк. (1944), 4 романса на ст. Пушкина, в т. ч. "Стансы" (1936), 6 романсов для баса и фп., в т. ч. Сонет 66 Шекспира (1942), 2 песни на ст. Светлова, в т. ч. "Фонарики" (1945), 2 романса на ст. Лермонтова (1950), 5 песен на сл. Долматовского, в т. ч. "Родина слышит" (1950), 4 монолога для баса и фп. на ст. Пушкина (1952), "Испанские песни" (1956), 5 романсов на сл. Долматовского (1954), 5 сатир на сл. Саши Черного (1960), 5 романсов на сл. из журн. "Крокодил" (1965), Вокально-инструм. сюита на ст. Блока для соп., скр., влч. и фп. (1967) и др.; музыка к спект., в т. ч. к пьесам "Клоп" Маяковского (1929), "Гамлет" (1932), "Король Лир" (1940) Шекспира; муз. к к/ф, в т. ч. "Златые горы" (1931), "Встречный" (1932), "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Великий гражданин", "Человек с ружьем" (1938), "Пирогов" (1947), "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе" (1948), "Падение Берлина" (1949), "Белинский" (1950), "Незабываемый 1919-й" (1951), "Овод" (1955), "Год как жизнь" (1965), "Софья Перовская" (1968) и др., всего ок. 35; инструментовка опер Мусоргского "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), "Скрипка Ротшильда" В. Флейшмана, Концерта для влч. с орк. Шумана (1962); статьи, рецензии.
Шостакович, Дмитрий Дмитриевич Род. 1906, ум. 1975. Композитор.
Сочинять музыку начал с 9 лет. Выпускник Петроградской консерватории (1923, фортепиано; 1925, композиция).
Среди многочисленных произведений — "Фантастические танцы", "Две басни Крылова" для голоса с оркестром, "Нос" (опера, 1928), "Шесть романсов на слова японских поэтов" (вокальный цикл, 1928—32), "Золотой век" (балет, 1930), "Болт" (балет, 1931), "Светлый ручей" (балет, 1935), "Из еврейской народной поэзии" (вокальный цикл, 1948), "Песнь о лесах" (оратория, 1949), "Над Родиной нашей солнце сияет" (кантата, 1952), "Праздничная увертюра" для оркестра (1954), "Катерина Измайлова" (опера, 1956), "Москва, Черемушки" (оперетта, 1959), "Казнь Степана Разина" (вокально-симфоническая поэма, 1964), "Октябрь" (симфоническая поэма, 1967), "Верность" (цикл хоровых баллад, 1970), "4 стихотворения капитана Лебядкина" (1974), 15 симфоний (в т. ч. Ленинградская), сонаты, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (цикл, 1951), камерные произведения, романсы, музыка к спектаклям, кинофильмам и др. Был заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (1928, Москва), заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи (1930—33). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), РСФСР (1974), Международной премии Мира (1954) и Ленинской премии (1958), премии им. Сибелиуса.
Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966).