Шмит Федор Иванович
(род. 1877) — искусствовед, академик ВУАН, действительный член ряда советских и иностранных научно-исследовательских ин-тов, проф. ЛГУ, автор многих трудов по различным вопросам археологии и искусствознания.
После Октябрьской революции Ш. пытается найти точки соприкосновения с марксистским пониманием развития искусства, но не преодолевает формалистического наследия.
Так, полемизируя против положения Ф. Энгельса относительно решающей в конечном счете роли экономики для развития идеологии, он, отстаивая принцип имманентности развития искусства, говорит: "Если экономический фактор... первенствует и, развиваясь, увлекает за собой идеологии и определяет их движение, то самостоятельной истории искусства вообще не существует". Оспаривая марксистское определение искусства как идеологической категории, он утверждает, что в "формуле исторического материализма искусство ошибочно включено в надстройки". "В живом искусстве базис и надстройка нераздельно сливаются в одно целое". При изучении и анализе художественных явлений он полагает необходимым сотрудничество формалистов и социологов, т. е. узаконяет методологически неправильный дуалистический разрыв в исследовательской работе.
Заключая все развитие искусства в условную схему из б этапов, графически представляемую шестигранником, он полагает, что историческое развитие совершается циклически и что каждый последующий исторический период (цикл) развития воссоздает, хотя и на несколько иной основе, круговорот (цикл) формально стилевого развития, присущего предшествующему периоду.
Фриче, давая критический анализ теории Шмита, удачно назвал ее "арифметической". Гл. труды Ш.: Искусство (Основные проблемы теории и истории), Л., 1925: Проблемы методологии искусствоведения, Л., 1926 (отд. оттиск из сборника к-та социология, изучения искусства ГИИИ): Предмет и границы социологического искусствоведения, Л., 1927 (2 изд., Л., 1928). Шмит, Федор Иванович (1877—1942) — искусствовед, спец. по методологии и социол. искусства.
Работал в ряде ин-тов Европы.
С 1912 заведовал в Харьковском ун-те кафедрой всеобщей истории и теории искусств, преподавал на Высших женских курсах.
С 1921 — акад. АН Украины.
В 1922 возглавлял НИИ искусствоведения и являлся ректором Археологии, ин-та в Киеве. С сентября 1924 — проф. 1-го МГУ, с декабря 1924 — директор Росс. ин-та истории искусства.
Действ. чл. Росс. академии художеств. наук в Москве и Росс. академии истории материальной культуры в Ленинграде.
Соч.: Законы истории.
Харьков, 1915; Искусство — его психология, его стилистика, его эволюция.
Харьков, 1919; Диалектика развития искусства // ПЗМ. 1924. № 12; Искусство (основные проблемы теории и истории).
Л., 1925; Проблемы методологии искусствоведения.
Л., 1927 (2-е изд. — 1928); Предмет и границы социологического искусства // ПЗМ. 1928. № 12.