Шильдер Карл Андреевич
— инженер-генерал, генерал-адъютант.
Род. 27 декабря 1785 г. в имении Симоново, Невельского у. Витебской губ., которое отец его Андрей Михайлович, богатый рижский купец, купил в 1785 г. после ликвидации торговых дел и куда переселился из Риги. Детство Ш. провел в деревне, а первоначальное образование получил под руководством гувернера Либихта и своей матери, которые воспитали в нем искренние религиозные убеждения, отличавшие его впоследствии, и развили в нем любовь к изящным искусствам.
Для продолжения образования его послали в Москву к старшему брату Ефиму Андреевичу, инженеру-строителю, который поместил его, по всей вероятности, в Благородный университетский пансион.
По окончании курса, вследствие рано проявившейся склонности к военной службе, 7 марта 1802 г. Ш. был зачислен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон; через год он был записан в колонновожатые; в 1804 г. гр. Сухтелен назначил его помощником к подпоручику Теннеру, вместе с коим он стал заниматься собиранием и подготовкой материалов для астрономической экспедиции, которая должна была сопровождать Головнина в Китай. В состав экспедиции Ш. однако не вошел и остался в Петербурге для продолжения образования.
Здесь он стал, главным образом, изучать фортификацию.
В 1805 г. он получил назначение в штаб корпуса генерала Беннигсена, входившего в состав армии генерала Михельсона, отправленной для присоединения к союзным войскам против Наполеона.
Когда корпус этот вступил в Силезию, Ш. был отправлен в армию гр. М. И. Кутузова, уже отступавшую по направлению к русской границе и преследуемую Наполеоном и 20 ноября участвовал в сражении под Аустерлицем, за что награжден орденом св. Анны 4-й степени с надписью "за храбрость". По возвращении в Россию, он продолжал прерванные научные занятия в Депо карт и, выдержав экзамен, 17 мая 1806 г. был произведен в чин поручика с назначением во 2-й Пионерный полк. С этого времени началась его служба в инженерных войсках.
В 1810 г. в чине поручика, он, в числе лучших инженерных офицеров, был назначен в крепость Бобруйск для производства работ по ее расширению.
Отечественная война застала Ш. в Бобруйске; крепость эта была почти закончена постройкой к тому времени, что имело большое значение ввиду предстоявшей ей блокады.
Во время осады Ш. поручено было исправлять обязанности артиллерийского офицера за недостатком последних.
Крепость не была взята; польские войска, осаждавшие ее, принуждены были отступить. 13 августа 1812 г. Ш. получил чин штабс-капитана и переведен в Саперный полк, который был назначен в корпус ген.-лейт. Эртеля, стоявший у Мозыря, для обороны берегов р. Припети.
Ш. прибыл туда в сентябре и ему было поручено формирование полуроты конно-казачьей артиллерии.
Выполнив это поручение, Ш. со своей полуротой присоединился к отряду полк. Луковкина, который 7 ноября участвовал в сражении при селении Уши. В 1813 г. Ш. получил чин капитана и был назначен в 1-й саперный батальон.
В компаниях 1813 и 1814 гг. Ш. участия не принимал, т. к. батальон его оставался в России.
В 1815 г. он женился на дочери доктора Штокмар, соседа по имению отца его. В феврале 1818 г. произведен в подполковники, а в начале 1819 г. оставил службу и поселился в с. Александрове, имении принадлежавшем жене его. Не прошло однако года, как Ш. снова стал думать о возвращении на военную службу.
Узнав об этом, адъютант генерал-инспектора инженеров А. К. Геруа доложил о желании Ш. вел. кн. Николаю Павловичу и, получив разрешение, предложил Ш. поступить в инженерные войска. 27 января 1820 г. Ш. был назначен командиром 2-го Пионерного батальона, а 2 сентября 1821 г. произведен в полковники.
Командуя батальоном, Ш. занялся вопросом об усовершенствовании способов переправ войск через реки и сделал свое первое изобретение — составил проект канатного моста новой конструкции.
За полезную деятельность, 11 марта 1826 г., Ш. был награжден переводом в л.-гв. Саперный батальон младшим штаб-офицером.
Ш. принял деятельное участие в компании 1828 г. 1 апреля этого года, командуя л.-гв. Саперным батальоном, Ш. выступил из Петербурга на юг; дойдя благополучно до Коварна, он заболел лихорадкой и принужден был передать командование полковнику Виттву; только 12 сентября он вновь присоединился к батальону, который получил приказание идти к войскам, осаждавшим Варну. Дело осады Варны шло крайне медленно; наступавшая осень обещала бури на Черном море, которые заставили бы Русский флот отступить от Варны для отыскания более удобной стоянки, а войска принуждены были бы срочно снять осаду и удалиться на левый берег Дуная, т. к. не было постоянных переправ через эту реку для подвоза припасов в действующую армию. Эти обстоятельства побудили графа Воронцова прибегнуть к взятию Варны штурмом.
Прибыв к крепости, Ш. быстро ознакомился с осадными работами и выработал план новых работ, которые, упраздняя необходимость кровопролитного штурма, дали бы возможность овладеть крепостью в непродолжительное время. По утверждении этого плана минных работ Государем, Ш. смело стал приводить его в исполнение, проявляя при этом большую находчивость в применении инженерного искусства и большую личную храбрость.
После нескольких последовательных взрывов бастионов крепости, она сдалась 29 сентября.
Главную заслугу Ш. в этом деле составляет быстрое взятие крепости без штурма ее, а лишь при помощи успешно применяемого инженерного искусства.
За взятие Варны Ш. был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, чином генерал-майора и назначением командиром л.-гв. Саперного батальона.
По повелению Императора Николая Павловича художник Зацервейде изобразил один из моментов взрыва 2-го бастиона крепости Варны. Другим подвигом Ш. в эту войну была подготовка переправы через Дунай для осады Силистрии.
Плашкоута для моста были заготовлены близ м. Фундени и требовалось их сплавить по Дунаю к Кальрату в виду турецких укреплений и Дунайской флотилий.
Укрепив устья pp. Аржиса и Бота, Ш. пустился на плашкоутах, вооружив их, вниз по Дунаю. Первые два дня буря едва не разбила плашкоуты; в дальнейшем плавании пришлось выдержать несколько атак турок, которые были, однако, благополучно отбиты.
Плашкоуты были доставлены по назначению и остров против Силистрии занят. По прибытии к Силистрии главных сил русских с суши, а с моря ? Черноморской флотилий, началась осада крепости.
Ш. была поручена часть работ по минному делу. В это время главная часть армии должна была отойти от Силистрии, где для осады оставлено было всего 8 тыс. человек.
Ш. применил здесь средства, испытанные им при осаде Варны, и за последовательным рядом подкопов и взрывов Русские войска вошли в крепость, которая принуждена была 17 июня сдаться.
За это Ш. был награжден орденом св. Георгия 3-й степени.
После взятия Силистрии, Ш. находился при корпусе ген.-лейт. Красовского и принимал участие в трех сражениях.
По заключении мира, Ш. вернулся в Петербург к своему батальону.
В мае 1830 г. он вступил во второй брак с Александрой Николаевной Дубенской.
В 1831 г. Ш. был назначен начальником инженеров гвардейского корпуса и прикомандирован к штабу корпуса, находившегося под командованием вел. кн. Михаила Павловича, двинутого в Польшу для усмирения вспыхнувшего восстания.
Тут Ш. принимал участие в нескольких сражениях; за дело при переправе у Тыкочина пожалован золотой шпагой с алмазными украшениями и надписью "за храбрость". В деле под Остроленкой близь дер. Срженди Ш. был ранен в ногу, после чего, пролечившись три месяца в Кенигсберге, имея в ноге пулю, еще ходя на костылях, вернулся в действующую армию, стоявшую под Варшавой, и принял деятельное участие в штурме последней.
Генерал-фельдмаршал князь Варшавский так доносил о деятельности Ш. "невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой еще не излечился, и двигаясь на костылях, он находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском вале, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами в оном". Вскоре однако, страдания, причиняемые неизлеченной раной, заставили Ш. покинуть действующую армию и уехать в С.-Петербург.
Наступивший период мира дал Ш. возможность заняться разработкой минного и саперного дела. В 1832 г. им был впервые применен гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Далее, им изобретена новая контрминная система, основанная на принципе закладки трубы в просверленных в грунте скважинах; для производства этих скважин им было изобретено особое сверло.
За эти изобретения Ш. в 1833 г. был награжден званием генерал-адъютанта.
В 1836 г. он был назначен начальником инженеров отдельного Гвардейского корпуса.
В 1838 г. Ш. изобрел фугасовые ракеты новой конструкции, заключавшие в себе большое количество пороха; он применил электрический ток для взрыва подводных мин, изобретя способ прокладки проводов под водой; он усовершенствовал способ устройства бурдючных мостов; ему же принадлежит честь изобретения первой подводной лодки и притом бронированной.
Правда, первая лодка, сработанная на Александровском заводе, не оправдала, вследствие не совершенства технических устройств, возлагавшейся на нее надежды; но заслуга Ш. в том, что он первый в России построил лодку из железа, желая сделать ее непроницаемой для снарядов, скрыть от выстрелов механизм, приводящий судно в движение, и уменьшить размер надводной части лодки, чтобы по возможности сократить площадь прицела; одним словом, Ш. принадлежит идея постройки бронированных судов. В это же время, Ш. работал над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом.
Предприятие это окончилось однако неудачей, т. к. сделанные в России пароходы были плохо построены, ходили медленно и вскоре, организованное общество прекратило свои действия.
Из этого краткого перечня главнейших изобретений Ш. легко представить себе насколько неутомим был их автор. Ш. пользовался большим доверием Государя Николая Павловича, в присутствии которого производились опыты над многими его изобретениями.
В 1849 г. Ш. было поручено произвести расследование действий ген.-лейт. Шварца и высшей комиссии в крепости Новые Закаталы по делу о краже частных и казенных сумм. Он отправился к месту назначения, но с началом Венгерской кампании ему было приказано возможно скорей окончить расследование дела, чтобы затем ехать в действующую армию. Несмотря на спешное окончание дела и быстроту переезда, Ш. прибыл в главную квартиру армии уже после подавления восстания.
В этом же году он был назначен начальником инженеров действующей армии. На его обязанности лежало наблюдение за состоянием крепостей в западном крае; при нем строили крепость Новогеоргиевск и в честь его одно из укреплений получило наименование "Шильдер". Остальные крепости края были приведены в полный порядок по его настояниям.
В 1853 г. возгорелась Восточная война. Командующим армией, долженствующей занять Придунайские княжества, был назначен князь M. Д. Горчаков, который вскоре же просил командировать к нему Ш., что и было исполнено.
Нерешительный образ действий кн. Горчакова был известен Ш., поэтому последний, по прибытии в армию, стал действовать самостоятельно.
Он стал укреплять берега Дуная, чтобы при помощи возводимых укреплений истребить турецкую флотилию, что и удалось ему 3 февраля близ Рущука.
Вслед за тем, он устроил успешную переправу русских войск через Дунай, за что был награжден орденом св. Александра Невского с алмазными украшениями.
Он стал подготовлять осаду Силистрии, для чего, по его приказанию, были заняты три острова на Дунае ниже этой крепости и на них возведены батареи.
Было уже приступлено к осадным работам и, порученные Ш. минные работы, шли успешно. 1 июля, при обычном обходе работ, он сел на туру, чтобы отдохнуть.
Разорвавшейся в это время гранатой ему раздробило ступню раненой ноги. Его отнесли в палатку, тотчас ампутировали ногу и перевезли для дальнейшего лечения в Кальрат.
Раненый не терял присутствия духа и относился к своему положению с шутками.
Состояние здоровья, однако, осложнилось; 10 июня он потребовал священника, причастился, а 11 скончался.
Погребен он на Кальратском кладбище церкви св. Николая Чудотворца.
Современники высоко ценили Ш.; сам же он горячо любил солдат, которые, в свою очередь, боготворили его. Один из современников так отозвался о Ш.: "До самой славной кончины своей, он всегда был человеком инициативы, замечательной храбрости, для которого затруднения рождали энергию и средство уничтожить их, и обладавшим вместе с тем столь редкой в наше время нравственной храбростью, которая не отступает ни перед какой ответственностью". Маркович: "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера" СПб. 1876 г. — "За много лет. Рус. Стар." 1894 — Н. К. Шильдер. "Император Николай I в 1828—29 г. Рус. Стар". 1894 г. Его же, "К. А. Шильдер.
Рус. Стар." 1875 г. — Его же, "Фельдмаршал Паскевич в Крымскую войну. Рус Стар." 1875 г. — Его же, "Заметки о событиях 1853—1854 гг. Рус. Стар." 1875. — Ушаков, "Записки очевидца о воине России против Турции и Западных держав 1853—1856 г." — П. Глебов, "К. А. Шильдер в Турецкую войну 1828 и 29 гг. Военный сборник" 1861 г. № 10 ? "Воспоминания о кампании на Дунае в 1854 г." генерала Клеменса, "Инж. журн." 1864 г. № 2. — Валькенштейн, "История Гл. Саперного батальона" СПб. 1851. — H. Епапчин, "Очерки похода. 1829 г. в Европейскую Турцию" СПб. 1905—1907 гг. Б. Савинков. {Половцов} Шильдер, Карл Андреевич (1785—1854) — выдающийся военный инженер.
Воспитание получил в школе колонновожатых.
В 1805 г. был в сражении при Аустерлице.
Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске.
Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Ш. назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских саперов под Варну, Ш. заболел.
Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно.
Немедленно по выздоровлении, Ш. составил свой план атаки и блестяще привел его в исполнение.
С началом компании 1829 г. Ш. под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.
Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса.
В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 г. Ш., назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны.
Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шилинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Ш. значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение.
Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Ш. в семидесятых годах мог только узнать о ней кое-что со слов Н. П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.
Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения.
Замечательна также деятельность Ш. как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Ш., заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя.
Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Ш. новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии.
Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853—54 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач.
Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Ш. вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии.
Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Ш. был ранен осколком гранаты в ногу, и умер в Калараше, не вынеся операции.
Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Ш. меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости". Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Ш. был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса". Ср. Мазюкевич, "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш." (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876). {Брокгауз} Шильдер, Карл Андреевич ген.-инженер, ген.-адъютант, начальн. инженеров действовавшей армии, командир саперного батальона (1830 г.); р. 1786 (1787) г., † 11 июля 1854 г. от раны при осаде Силистрии. {Половцов}