Щукин Степан Семенович
— портретный и акварельный живописец, профессор Императорской Академии Художеств в С.-Петербурге; родился в 1754 г. Поступив пенсионером в Академию Художеств, Щ. состоял здесь учеником Д. Г. Левицкого, по окончании курса был отправлен для усовершенствования за границу.
В 1786 г. он вернулся из Парижа в Петербург, а через два года назначен был преподавателем портретного живописного класса.
В июле 1797 года удостоен звания академика портретной живописи за картину, представляющую портрет императора Павла Петровича во весь рост. Об этом портрете известно следующее.
Когда император Павел пожелал иметь свой портрет, который должен был быть сделан художником заочно, отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Гр. Орлов доложил об этом государю, и когда последний гневно заметил: зачем существует Академия, когда нет своих живописцев, — он немедленно отправился к Щ. Последний согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 руб.). Он представил два предварительных эскиза портрета: на одном государь представлен прямо en face, в шляпе, с толстой тростью в руке; другой представляет государя едущим верхом на лошади осматривать артиллерию.
Император одобрил первый эскиз. Через несколько времени портрет был готов. Гр. Орлов выставил его во дворце в день тезоименитства государя.
Государь остался очень доволен.
Он пожелал видеть Щ., пожаловал ему Владимира 4-й ст. и 6000 руб. Снимки же со своего портрета разрешил делать только с согласия Щ. (этот портрет находится теперь в Императорском Эрмитаже).
В январе 1803 г. Щ. был назначен советником Академии и в том же году временно занимал должность конференц-секретаря.
Незадолго до смерти Щ. получил звание старшего советника.
Умер он 10 октября 1828 г. Щ. написал следующие портреты: Ю. M. Фельтена, адъюнкт-ректора Академии (30 декабря 1786 г.), ректора Академии Старова, профессора А. Д. Захарова, гр. С. О. Потоцкого, Ал. Ив. Корсакова (находятся в Академии Художеств), великой княжны Екатерины Павловны, три портрета императора Александра І (один находится в музее Александра III, другой в Харьковском университете и третий у вел. кн. Константина Константиновича) и портрета императора Павла І — в Правительствующий Сенат, в залу общего собрания (1804 г.). В Академии Художеств находится и его собственный портрет.
Работы Щ. отличаются строгим стилем, правильным рисунком и богатой композицией.
Щ. замечателен также и как преподаватель, воспитавший несколько знаменитых художников, например: Тропинина, Варнека и Солнцева. "Моя жизнь и художественно-археологические труды академика Солнцева" ("Русская Старина", 1876 г., т. 15, № 1 (стр. 109—128), № 2 (311—323), № 3 (617—644); т. 16, № 5 (147—160) и № 6 (203—302). — П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории СПб. Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. І (145, 254, 361, 364, 371, 380, 393, 414, 432, 434, 437, 442, 453, 462, 502, 540, 575. — "Рус. порт. XVIII и XIX ст.", изд. вел. кн. Н. М., т. V, № 91. — Дела о Щукине (Архив И. А. X.). — Новицкий А. П., "История русского искусства", вып. 7 и 8, стр. 160— 161. — Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", т. II, стр. 82—90, 223, 234, 260, 262, 265, 276, 279, 286, 298, 401, 403, 405 и 704. — Энциклопедические словари: Березина, Толля и Граната. M. Акимов. {Половцов} Щукин, Степан Семенович (1754—1828) — один из лучших русских портретистов, ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, в 1782 г. был отправлен для своего усовершенствования на казенный счет за границу; по возвращении оттуда за исполненный по поручению Академии портрет ее адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена (наход. в конференц-зале Академии) в 1786 г. получил звание назначенного в академики и в следующем году за портрет императора Павла I во весь рост (наход. в Академии) признан академиком.
Портреты Щ., до некоторой степени напоминающие собой кисть Левицкого, замечательны точностью рисунка, прекрасной характеристикой изображенных лиц, вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом.
Кроме вышеупомянутых портретов Фельтена и имп. Павла I, в Академии находится исполненный Щ. портрет профессора архитектуры А. Д. Захарова; в московской Оружейной палате — портрет Павла I в далматике; в гатчинском дворце — портрет того же государя в бытность его великим князем; в московской Третьяковской галерее — портрет неизвестной дамы; в Моск. публичном музее — портрет священника.
Много произведений Щ. рассеяно по частным рукам. Важнейшие из его учеников в академии — В. Тропинин и А. Варнек. {Брокгауз} Щукин, Степан Семенович знаменитый портретный живописец, проф. Акад. худ.; р. 1758, † 1828 г. Дополнение: Щукин, Степан Семенович, † 10 октября 1828 г. Прибавление: Щукин, Степан Семенович, знаменитый портретист, советник И. А. Худ.; † 74 л., 1828 г. октября 10 и погр. 13 октября на Смоленск. клад. {Половцов} Щукин, Степан Семенович (1758—1828) — портретист, ученик Д. Г. Левицкого (см.) в Академии художеств, где обучался с 1776 по 1781. Кончил с большой золотой медалью. 1782—86 работал во Франции у портретиста Рослена и "исторического живописца" Сюве. По возвращении в Петербург прошел обычную академическую карьеру: за портрет б. директора Академии Ю. М. Фельтена был в 1786 избран кандидатом в академики ("назначенным"), а в 1797 за известный портрет Павла I получил звание академика, наконец в 1802 — звание советника Академии.
Отражая в своем творчестве идеологические сдвиги так называемого "усадебного дворянства" конца 18 в. и начала 19 в., Щукин представляет собой промежуточное звено в развитии придворного русского портрета конца 18 века и буржуазного портрета начала 19 века. Выдающийся портретист, обладающий большим колористическим умением, Щ. в значительной мере использовал приемы декоративного портретизма Левицкого и Боровиковского; наряду с этим у Щ. уже явно сказываются тенденции к реалистической и даже психологической характеристике своих моделей.
В этом втором отношении портрет Павла I, портреты архитектора Захарова, автопортрет, портрет Александра I, портрет священника — свидетельствуют о передовых тенденциях Щукина; наоборот, декоративная портретопись традиционного склада проявила себя в изображениях Фельтена, Старова, Завадовского, Корсакова, братьев Демидовых и пр. Эта двойственность отразилась и на преподавательстве Щукина: его учениками были Варнек (см.), способный эпигон портретописи 18 века, и Тропинин (см.), первый проводник раннереалистических начал русского портрета.