Щоголев Яков Иванович
— малорусский поэт. Род. в 1824 г. в городе Ахтырке Харьковской губернии; учился сначала в Харьковской народной школе, затем в харьк. 1-й гимназии и Харьковском унив., где товарищами его были Н. Ф. Щербина и Н. И. Костомаров.
По окончании курса Щ. служил сначала по ведомству госуд. имуществ, затем секретарем Харьк. городской управы; скопив небольшое состояние, он в 1871 г. вышел в отставку и вел замкнутую жизнь, уделяя часть времени на составление малорусских стихов.
Скончался Щ. в Харькове 28 мая 1898 г. Щ. писал исключительно стихи, начиная с 4-го класса гимназии, под руководством учителя Иноземцева (брата знаменитого врача). С половины сороковых годов, под влиянием частью сурового отзыва Белинского, частью увлечения службой, Щ. надолго совсем оставил поэзию и возвратился к ней лишь в 1876 г., в преклонном уже возрасте.
В молодости Щ. писал русские и малорусские стихотворения (напеч. в "Молодике" Бецкого), в старости — исключительно малорусские.
Литературное значение Щ. как поэта всецело покоится на двух его сборниках: "Ворскло" (Харьк., 1883) и "Слобожанщина" (Харьк., 1898). В первом сборнике 75 стих., во втором — 103; кроме того, несколько стихотворений было помещено в галицко-русских изданиях.
Общий характер поэзии Щ. — мрачный, пессимистический.
Коренной и типичный малоросс по наружности, складу ума и характера, Щ. хорошо знал малорусский язык, любил свою "ахтырщину"; вместе с тем это был человек крайне консервативных убеждений.
Украинофил и малорусский писатель в нем соединялись с читателем и почитателем "Моск. ведомостей". Человек очень религиозный, большой любитель музыки, Щ. относился враждебно к науке, к знанию вообще, к идее прогресса — в особенности.
Все эти черты вместе со следами старости и болезней отразились в его стихотворениях.
Главный их недостаток — наклонность к поучению, дидактический характер.
Многие весьма хорошие стихотворения испорчены заключительными морализациями.
В обоих сборниках есть, однако, отличные произведения, напр. "У поли", "Квитка", "Бурлаки", "Хата", "Пожега", "Весна", "Запорожец", "Черевички", "Вечир", Косари", "Мирошник" (в "Ворскло"), "Зимний ранок", "Хортыця", "Травень", "Климентовы млыны", "Барвинкова Стинка", "Ничь", "В диброви", "Зимний шлях", "Субботы св. Дмытра", "Бабусина казка" (в "Слобожанщине"). По выразительности поэтического стиля и внешней красоте языка Щ. напоминает Ап. Майкова, но без его разнообразия.
Щ. любит останавливаться на народных поверьях, преданиях, песнях и сказках.
Лучшие его стихотворения внушены ему любовью к родине, вынесенной из молодых лет. В общем перевес берет мрачное настроение.
Над обоими сборниками, в особенности над "Слобожанщиной", вышедшей из типографии накануне похорон поэта, носится грозный призрак смерти.
На многих стихотворениях лежит отпечаток потери жизненных идеалов.
Обратившись к поэзии в старости, после тяжелых семейных потерь, Щ. излил в стихотворениях свои душевные горести.
Одно из самых сильных и в то же время наиболее мрачных стихотворений этого рода — "Субботы св. Дмытра", ряд величественных картин шествия теней умерших, с повторением в виде припева обращения к милосердию Божию. Из этого и других позднейших стихотворений Щ. видно, что поэт в конце своей жизни сохранил одно только религиозное упование.
См. "Очерки истории украинской литературы" проф. Н. И. Петрова (указана литература) и "Южн. Край", 1894, № 4602; 1898, № 5969 (указ. литература), и 1900 г., № 6819. Л. Сумцов. {Брокгауз}