Шестов Л.
— литературное имя талантливого писателя Льва Исааковича Шварцмана.
Род. в 1866 г. в купеческой семье. Окончил курс Киев. унив. по юрид. факультету.
Главные труды его вышли отдельными книгами: "Шекспир и его критик Брандес" (СПб., 1898), "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше" (СПб., 1900), "Достоевский и Ницше" (СПб., 1903), "Апофеоз беспочвенности.
Опыт адогматического мышления" (СПб., 1905). Все эти книги, прекрасно написанные, оригинально подходящие к предмету, читаются с большим интересом.
Трудно причислить их к определенному литературному разряду.
Всего менее они относятся к критике.
Великих писателей, которых Ш. восторженно комментирует, он рассматривает только с точки зрения их философии, их отношения к добру, вечности, смыслу жизни и т. д. Художественные их эмоции совершенно не занимают его. В основе всего, что написал Ш., лежит глубокий интерес к учению Канта и Ницше, особенно к их пониманию морали.
В Канте Ш. волнует "автономная мораль", категорический императив нравственного чувства, в Ницше — трагическая борьба с этим абсолютизмом морали.
Сам Ш. несомненно тяготеет к категорическому императиву морали; в "аморализме" Ницше он подчеркнул глубину тоски по твердым нормам нравственности.
Тем не менее, соблазн стать "по ту сторону добра и зла" имеет для Ш. большую притягательную силу; ему как будто нравится ходить на краю бездны.
На самом деле мнимая безнравственность совершенно механически пристегнута к вдумчивым и искренним поискам самой старомодной "банально-гуманистической" правды.
С. Венгеров. {Брокгауз} Шестов, Л. — литературное имя Льва Исааковича Шварцмана.
Род. в 1866 г. Окончил курс Киевский университет по юридическому факультету.
Главные труды его вышли отдельными книгами: "Шекспир и его критик Брандес" (СПб., 1898 г.), "Добро в учении гр. Толстого и Ницше" (СПб., 1903 г.), "Апофеоз беспочвенности.
Опыт адогматического мышления" (СПб., 1905 г.). Все эти книги, прекрасно написанные, оригинально подходят к предмету.
Трудно причислить их к определенному литературному разряду.
Всего меньше они относятся к критике.
Великих писателей, которых Ш. восторженно комментирует, он рассматривает только с точки зрения их философии, их отношения к добру, вечности, смыслу жизни и т. д. Художественные их эмоции совершенно не занимают его. В основе всего, что написал Ш., лежит глубокий интерес к учению Канта и Ницше, особенно к их пониманию морали.
В Канте Ш. волнует "автономная мораль", категорический императив нравственного чувства, в Ницше — трагическая борьба с этим абсолютизмом морали. — Ср. Энциклопедический Словарь Брокг.-Ефрон, 4 доп. том, статья С. Венгерова. {Евр. энц.}