Шенкао Мухамед Алиевич
(р. 24.03.1948) — спец. по соц. филос.; д-р. филос. наук, проф. Род. в пос. Сельхозтехника Адыге-Хабльского р-на Карачаево-Черкесской Республики.
Окончил филос. ф-т Ростовского гос. ун-та (1977) и асп. там же (1982). С 1977 — асс., с 1983 — ст. преп., с 1989 — доц. Новочеркасского политехн. ун-та (Шахтинский филиал).
В наст. вр. — проф. кафедры филос. Карачаево-Черкесского технол. ин-та (г. Черкесск).
Канд. дисс. — "Специфика мифоэпического сознания" (1982). Докт. дисс. — "Смерть как социокультурный феномен" (1999). Мифоэпическое сознание, по Ш.,— сознание раннеклас. об-ва. Оно создавалось в "гуп" (группа), к-рая являлась объединением людей не по родству, а по роду занятий.
Мифоэпическое сознание — сознание героической эпохи. Герой эпоса — становящаяся личность.
Желая знать свое будущее, он прогнозирует его через расшифровку знаков и знамений.
Оставить на века свое имя — цель героя. Для него важны — честь имени, соответствие слова и дела. В эпосе мы встречаем уже ростки линейного осмысления времени.
Богоборчество (гибрис богов), данное в эпосе, есть показатель раскрепощенности сознания, амбивалентного отношения человека к богам. Соч.: Представления о пространстве и времени в адыгском эпосе "Нарты" // Проблемы адыгейской литературы и фольклора.
Майкоп, 1979. Ч.2; Образы смерти в культурах мира // Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа.
Пятигорск, 1997; Циклы жизни и имянаречения в традиционных культурах мира // Там же; Нарты: миф, эпос, культура.
Москва, 1997; Горское ментально-прекрасное.
Черкесск, 1998; Смерть как эпифеномен ментальности.
Черкесск, 1998.