Шемаев Василий Антонович
— оперный, а затем драматический артист. III. родился в 1802 г. и воспитывался в Императорском театральном училище, из которого выпущен в 1822 г. на первое амплуа в операх и водевилях, с обязанностью играть роли молодых любовников, слуг, простаков и др. Сначала Ш. играл преимущественно в операх, хотя и не имел особенно выдающегося голоса.
Настоящим же амплуа Ш. были роли простаков в водевилях и опереттах.
Здесь он проявил много оригинальности и понимания ролей и, можно сказать, создал это амплуа на нашей сцене и никем не был заменен.
В Ш. было много неподдельной веселости и комизма, который он умел соединять с чувством и задушевностью.
Талант Ш. был и гибок и разнообразен: он играл роль Роберта в опере Мейербера и пародию на эту роль в шуточной оперетке "Еще Роберт"; публика в обеих ролях оставалась им довольна.
Главными оперными ролями Ш. были: "Неизвестный" в "Баядерке", Альфонс и Даниил в "Цампе", Антонио в "Водовозе", Калиф в "Калифе Багдадском", Франц в "Швейцарской хижине", Сабинин в "Жизни за царя", Макс в "Волшебном стрелке", Альмавива в "Севильском цирюльнике" и мн. др. Из водевильных и опереточных ролей с особенным успехом Ш. исполнял главные роли: в "Дезертире", в "Двух Маргаритах", в "Любовном зелье" (Le Philtre champenois) и в пародии на "Роберта". За роль Роберта Ш. был всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень; за роль Жана Парижского он удостоился денежной награды от дирекции, а по выслуге узаконенных лет получил в пенсион полный оклад жалованья.
В 1846 г. Ш. был возведен правительствующим сенатом, на основании законов, существующих о службе актеров, в потомственное почетное гражданство.
Ш. был женат на Екатерине Андреевне Зубовой, бывшей корифейке балетной труппы.
Проживая в отставке с 1849 г., Ш. скончался скоропостижно в Петербурге 12-го декабря 1853 г. и похоронен на Смоленском кладбище. "С.-Петербургские Ведомости", 1853 г., №№ 280 и 286. Трнка. {Половцов} Шемаев, Василий Антонович (1803—1853, Петербург) — арт. оперы (баритон, затем тенор) и драмы Пению обучался в Петерб. театр. уч-ще (кл. Ф. Бьянки), к-рое окончил в 1818 (в нек-рых источ. в 1822). В 1822 был принят в оперную труппу петерб.
Большого т-ра, на сцене к-рого исп. ведущие партии в рус. и франц. комич. операх до 1843. Обладал красивым голосом обширного диапазона.
Наибольшим успехом пользовался в 1820—30-х гг. 1-й исп. партий: Оскольда ("Светлана, или Сто лет в один день"), Армидина ("Лунная ночь, или Домовые"), Ивана-царевича ("Иван-царевич, золотой шлем"), Раймонда ("Женевьева Брабантская"); в Петербурге — Лионского ("Хлопотун, или Дело мастера боится"), Фрелафа ("Аскольдова могила"), Графа Жулиано ("Черное домино, или Таинственная маска"), Альфонсо ди Монца ("Цампа"), ? ("Невеста"); на рус. сцене — Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Паизиелло), Оттокара ("Вольный стр/елок"), Рамира ("Золушка" Дж. Россини).
Одна из лучших партий — Фрелаф.
Об этой партии Ф. Кони писал: "Шемаев вел роль свою умно и забавно.
Он гораздо выше Живокини в этой роли и умел дать ей особенный комический рельеф". Др. партии: Попов ("Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской"), Андрей ("Ям"), Детина;
Антонио ("Водовоз"), Роберт ("Роберт-Дьявол"). Партнеры: Е. Я. Воробьева, Н. Дюр, Л. Леонов, О. Петров, В. М. Самойлов, А. Ф. Соловьева, М. Щепкин.
Пел п/у К. Кавоса.
В 1847—49 выступал надрам. сцене (Малый т-р, Петербург) в комич. ролях. Лит.: В. А. Шемаев. (Некролог)//Санкт.-Петерб. ведомости. 1853. № 280; Mopков В. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год. — СПб., 1862. С. 53, 104; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.
Очерк. — Л., 1959. С 731; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. —Л., 1969. С. 103—104. Шемаев, Василий Антонович актер сначала оперный, а потом драматический на петерб. сцене; р. 1803, † (в отст.) 1853 г. 13 дек. в СПб. {Половцов}