Шаронов Василий Семенович
[27. 3(8. 4). 1867, д. Ляхово Ярослав, губ., ныне Ярослав. обл. — 4. 9. 1929, Ленинград] — арт. оперы (низкий баритон), оперетты, камерный певец. Засл. арт. Республики (1921). Род. в крестьянской семье, до 17 лет занимался огородничеством.
С 1888 пел в хоре петерб. летнего т-ра "Ливадия", в 1889—94 выступал на вторых ролях в петерб.
Панаевском т-ре, затем пел в хоре петерб.
Мариинского т-ра, а спустя шесть мес. был переведен в солисты.
Выступал в Мариинском т-ре до 1927. В 1894—97 обучался пению у О. Палечека, теории музыки — у Г. Казаченко.
Начиная с 1897, летом совершенствовался в вокальном искусстве в Италии у проф. Сколяра.
В 1908—10 и 1914 участвовал в "Русских сезонах" С. Дягилева в Париже и Лондоне.
Обладал сильным, красивым свободно льющимся голосом "металлического" тембра (особенно в верхнем регистре) и широкого диапазона.
Ярко проявил себя как в драм., так и в комич. партиях.
Разнообразный репертуар певца включал 85 (басовых и баритоновых) партий в 70 операх и опереттах. 1-й исп. партий: Ареопагита ("Орестея"), Коррадо ("Франческа да Римини" Э. Направника), Старика ("Сервилия"), Поярока ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Пугачева ("Капитанская дочка"), Шидаспа ("Метель"), Дулы ("Орлиный бунт"). Комитетчика ("За красный Петроград"); в Мариинском т-ре — Хозру ("Фераморс"), Старчище ("Садко"), Трофимия ("Принцесса Греза"), Беса ("Черевички"), Ивана Хованского ("Хованщина"), Салтана ("Сказка о царе Салтане"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Пизарро ("Фиделио"), Котнера ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); на рус. сцене — Вотана ("Валькирия"), Гунтера ("Гибель богов"), Владислава ("Далибор"). Считался одним из лучших исп. партий в вагнеровском репертуаре: Вотан ("Валькирия" и "Зигфрид"), Гунтер.
Э. Старк отмечал: "В "Валькирии" Шаронов долгое время был единственным исполнителем Вотана, пока не приобрел дублера в лице Касторского.
Крупным сценическим дарованием Шаронов не обладал, но он тщательно вдумывался в то, что ему надлежало исполнять, не упуская из виду ни одной мелочи, постоянно стремясь придавать всякой роли более или менее надлежащий рельеф"*. Среди др. лучших партий — Кочубей, Иван Хованский, Красное солнышко, Бес ("Черевички"), Пугачев ("Капитанская дочка"). Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Владимир Галицкий, Борис Годунов, Варлаам, Грязной, Юрий Токмаков, Мизгирь ("Снегурочка"), Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Елецкий, Томский, Троекуров, Верейский;
Фигаро ("Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мазетго, Нилаканта, Абимилех.
Партнеры: А. Больска, И. Ершов, В. Куза, С. Мигай, М. Славина, М. Фигнер, Ф. Шаляпин.
Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Дранишникова.
А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Направника.
Нек-рые партии готовил под рук. Ф. Шаляпина, П. Мельникова, А. Петровского.
Принимал участие в концертах Павловского вокзала п/у Н. Галкина.
Исп. сольные партии в "Песне о вещем Олеге" Н. Римского-Корсакова (1-й исп., 18 дек., 1899, Петербург), "Немецком реквиеме" И. Брамса (1900). Камерный репертуар певца включал произв. A. Рубинштейна, Э. Направника, П. Чайковского, B. Калинникова, О. Дютша, Ф. Кенемана, Ю. Блейхмана, Г. Лишина.
После 1917 часто выступал в рабочих клубах и красноармейских частях.
Записывался на грампластинки (99 произв. — арии и романсы) в Петербурге — "Э. Берлинерс Граммофон" (1900, 1901), "Граммофон" (1901, 1903), "Интернациональ Зонофон" (1901), "В. И. Ребиков" (1903), "Колумбия" (1903), "Бека" (1903), "Стелла" (1910), "Одеон" (1910). Соч.: Э. Направник // Рабочий и театр. 1926. № 47. С. 10; Автобиография (рук.) — в НИО ЛГИТМиК, ф. 8, раздел 11, № 21. Лит.: Свириденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты петербургской оперы. —СПб., 1908. С. 74—76, 216—217; М. Д. Юбилей В. С. Шаронова // Жизнь искусства. 1920. № 468; Н. М-в. Юбилей В. С. Шаронова// Там же. 1924. № 50. C. 14; Глебов И. [Асафьев Б. В. ] В. С. Шаронов // Красная газета. 1924. 29 ноября;
Шаронов // Рабочий и театр. 1927. № 11; Шкафеp В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 205; Старк Э. (Зигфрид).
Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. —Л.; М., 1940. С. 116— 118; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949. С. 45, 76; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 711; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 378; Б. М. Кустодиев: Письма.
Статьи, заметки, интервью.
Встречи и беседы с Кустодиевым.
Воспоминания о художнике. — Л., 1967. С. 172, 259, 273.