Шапорин Юрий Александрович
(р. 1889) — советский композитор и музыкальный деятель.
Истоки его творчества коренятся в эмоционально-повышенном стиле Чайковского и Рахманинова, с одной стороны, и в монументальности симфонических построений Бородина и Глазунова, с другой.
Сочинения Шапорина: монументальная симфония для оркестра, хора, солистов и ф.-п. (премирована на конкурсе симфонических произведений к 15-летию Октября), опера "Декабристы" ("Полина Гебель"), три сонаты для ф.-п., сюита из музыки к пьесе "Блоха" Замятина, циклы песен на слова Тютчева и Пушкина, музыка к нескольким звуковым фильмам и др. Шапорин, Юрий Александрович (род. 8.XI.1887 в Глухове Черниговской губ., ум. 9.XII.1966 в Москве) — сов. композитор, педагог, общественный деятель.
В детстве обучался игре на фортепиано и виолончели.
В годы пребывания в гимназии (1898—1906) начал сочинять музыку.
В период занятий в Киевском университете (1906—08) брал уроки композиции.
В 1908 перевелся на юридич. фак. Петербургского университета (оконч. в 1912), дальнейшее муз. образование получил в Петербургской консерватории (1913—18), где его педагогами были Н. Соколов, Н. Черепнин, М. Штейнберг.
С 1919 по 1928 зав. муз. частью Большого драм. театра (ныне Академ.
Больш. драм. театр им. М. Горького), с 1928 по 1934 зав. муз. частью Академ. театра драмы (ныне Академ. театр драмы им. Пушкина).
В 1935 поселился в Клину, в 1936 переехал в Москву.
С 1939 профессор Московской консерватории.
Среди его учеников Г. Жубанова, Е. Светланов, А. Флярковский, Р. Щедрин, Р. Яхин и др. Неоднократно выезжал за рубеж. В 1948 представлял сов. муз. искусство на Междунар. съезде композиторов и муз. деятелей в Праге. Ш. многие годы вел интенсивную муз.-общественную деятельность.
В 1924—32 чл. правления Драмсоюза, в 1926—30 пред. Л. о. Ассоциации современной музыки, в 1926—36 пред. правления кооперативного муз. изд-ва "Тритон", в 1932—36 зам. пред. правления Лен. Союза сов. композиторов, в 1939 чл. оргкомитета СК СССР, в 1948 чл. правления, с 1952 секретарь СК СССР. С 1955 чл. Советского комитета защиты мира. Ш. был удостоен почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1944), нар. арт. РСФСР (1947), нар. арт. СССР (1954), награжден орденами Ленина (1957), Трудового Красного Знамени (1943), Красной Звезды (1944); лауреат Гос. премий СССР и РСФСР (1941, 1946, 1952). Творчество Ш. отмечено идейной содержательностью, высокой профессиональной культурой, неизменным уважением к традициям отечественной муз. классики.
Для него характерно стремление возродить и развить в сов. музыке традиции "богатырства" ("он... упорно стучится в богатырские ворота народного эпоса". — Б. Асафьев).
Наряду с могучим дыханием рус. эпоса, многие страницы его творчества проникнуты тонкой, одухотворенной лирикой, особенно романсы.
Соч.: опера "Декабристы" (1953), в первонач. варианте "Полина Гебль" (2 карт., 1925); оратории для сол., хора и орк. "Сказание о битве за русскую землю" (1944), "Доколе коршуну кружить" (1963), симфония-кантата "На поле Куликовом" (1939); "К Чаадаеву" для тен., хора и орк. (1949), "Кондор", баллада для баса и орк. (1917), 2 баллады для гол. и орк. (1921), Песня Жар-птицы для гол. и 7 инструм. (1924); Симфония для орк. и хора (1932), "Блоха", шутейная сюита для орк. (1928); для фп. 2 сонаты (1924, 1926), Баллада (1959); 5 пьес для влч. и фп. (1956); хоры без сопр. (1912—13); ок. 60 романсов, в т. ч. циклы "Далекая юность" на ст. Блока (1939), Элегии на ст. разн. поэтов (1940—45), "Память сердца" на ст. Тютчева, 5 романсов на ст. Пушкина, в т. ч. "Заклинание", "Под небом голубым" (1935), 10 романсов на ст. сов. поэтов (1948) и др.; музыка к спектаклям (ок. 80), к/ф, в т. ч. "Три песни о Ленине" (1934); статьи, рецензии.