Шахов Михаил Олегович
(р. 31.05.1965) — спец. в обл. ист.-филос. иссл. старообрядческой книжности, канд. филос. наук. Род. в Москве.
Окончил МХТИ им. Д.И.Менделеева (1988), асп. ИФ РАН (1995). В 1990—1997 сотрудник Отдела рукописей Росс. гос. библиотеки; с 1997 — гл. спец. организационного управления РГБ. С 1993 — отв. секретарь Совета церковных приходов Преображенского монастыря.
В 1989—1994 — отв. секретарь Ист.-богословского об-ва, гл. ред. ежегодного "Журнала Историко-богословского общества". С 1997 — директор Старообрядческого иссл. центра, гл. ред. ж. "Древ-леправославный В.". Канд. дисс. — "Философские аспекты старообрядчества в рус. культуре XVIII века" (1996). В работах Ш. исследуется религ.-филос. содержание старообрядческого мировоззрения.
Анализируя тексты старообрядческих соч., он стремится показать, что старообрядчество является адекватной реакцией традиц. православного мировоззрения на произведенное никоновской реформой XVII в. насилие, угрожавшее искажением имманентных основ этого мировоззрения.
Ш. доказывает, что для произведений старообрядческой книжности характерен высокий уровень развития религ.-филос. мысли, целостная, логически связная система воззрений с развитым понятийным аппаратом.
Ш. показывает филос.-мировоззренч. противоположность доктрин старообрядчества и протестантизма.
Ш. изучает разработку старообрядческими мыслителями проблематики взаимоотношения ролей личности и авторитета в процессе познания, их представления об истине и ее критериях.
Эти темы были весьма актуальны для старообрядческой мысли, т. к. раскол вызвал глубокий мировоззренч. кризис, поставивший вопрос о пределах повиновения личности авторитету церковной иерархии.
Особое внимание Ш. уделяет иссл. историософских и соц. воззрений старообрядчества, проблемам его взаимодействия с совр. об-вом и гос-вом. В работах Ш. также анализируются применявшиеся старообрядцами приемы истолкования и критического иссл. религ. текстов.
На основании комплексного иссл. связей старообрядческого мировоззрения с онтол. и гносеол. представлениями традиц. визан-тийско-рус. православной доктрины Ш. обосновывает новую трактовку сущности раскола и старообрядчества, пересматривая проблему соотношения ролей ист., нац. специфики и религ.-филос. доктрины.
Он показывает, что именно религ. воззрения наднац. характера, к-рые были по преимуществу инвариантными в православно-христ. учении, имели при этом определяющее значение.
Соч.: Гибель авторитетов // Журнал Историко-богословского общества. 1991. Вып.2. 1992. Вып.3; Статьи в словаре "Русская философия" (Аввакум, Денисовы, "Поморские ответы", Раскол, Старообрядчество).
М., 1995; Статьи в Малом энциклопедическом словаре "Русская философия". М., 1995; Философские аспекты староверия.
М., 1997; 2-е изд., М., 1998; Церковь и прогресс цивилизации // Древлеправославный В. 1998. № 1; Старообрядчество, общество, государство.
М., 1998; Философские идеи в старообрядчестве // История русской философии: Учебник.
М., 1999 (в печати).