Сербиченко Александр Каллистратович
Сербиченко А. К. (1890—1938; автобиография) — сын рабочего-железнодорожника, большой пролетарской семьи, родился в местечке Люботине Валковского уезда Харьковской губ., где прожил до 1900 г. без воспитания из-за отсутствия средств.
В 1900 г. отец должен был выехать в Крюков-на-Днепре Кременчугского уезда (где уже заканчивались строиться новые главные вагонные мастерские Южных жел. дорог), куда им была забрана и семья, состоящая из 9-ти человек.
По приезде в Крюков я был определен в одноклассное земское училище, которое окончил в 1903 г. Я желал продолжать учение, что советовали родным и преподаватели школы, в которой я воспитывался, но абсолютное отсутствие средств не позволило сделать этого, и я вынужден был в 13-летнем возрасте пойти на тяжелую работу лесопильных заводов в Кременчуге — за 10 коп. в 14-ти часовой рабочий день. Нося тырсу, доски и всякие строительные материалы, я почувствовал, что слабый организм дальше не выдержит адски тяжелого труда, и перешел в слесарно-механическую мастерскую в качестве ученика, с платой 10 коп. в день, на своем продовольствии и одежде.
Так продолжал работать до 1905 г. Перед всеобщим рабочим движением я уже начинал понимать задачи рабочего, так как попадавшие к нам листовки, а также посещения агитаторов и присутствия на массовках открывали нам дорогу.
В партии не состоял, так как втянуть, видимо, меня в партию тогда было некому, да и возраст, видимо, этого не позволял.
После 1905 года, когда рабочее движение было подавлено, я перешел в другую мастерскую, слесарно-котельную, где уже получал 20 коп. в день. Через полгода я оставил и эту мастерскую и поступил в каретное заведение, где, кроме слесарного дела, были и другие отрасли производства, и так проработал до 1907 г. В 1907 г. открылся прием рабочих и подмастерьев Крюковских вагонных мастерских.
Тогда попасть на железную дорогу было общим желанием; мне это удалось легче, чем кому другому, так как отец уже там работал, а железнодорожникам давалось преимущество, но за отсутствием мест в слесарном цехе я был принят в малярный (1-го июля 1907 г.) в качестве ученика.
Проработав некоторое время, я обратил на себя внимание передовых рабочих, которые занимались со мной, особенно Котлов, работавший в одном цехе и по одной специальности; он втянул меня в конце 1907 г.в партию РСДРП(б), не объявляя об этом официально; он давал мне разные поручения партийного характера по цеху, как-то: сбор пожертвований на газеты и ряд других, не связывая в то же время с работой кружка, а ограничиваясь лишь информацией и отдельными указаниями.
С 1908 г. внедряясь постепенно в гущу партийной работы и выполняя поручения старших товарищей, я в 1910 г. был уже связан с кружком и несколько позже уже работал в кружке казначеем и секретарем, пока наконец не стал заметным для администрации мастерских и особенно цеха. После целого ряда предупреждений и нескольких увольнений из мастерских наших товарищей и особенно вожака рабочих, старого революционера Котлова, с 1915 г. мы остались как группа молодых товарищей, одно время боявшаяся за возможность дальнейшей работы кружка, тем не менее письма старых товарищей по партии нас подбадривали, и работа не прекращалась и так протекала до половины 1916 г. В июне этого года, в силу сложившихся условий, мне предложено было убраться из места службы, и я принужден был уехать в Харьков, где 1 июля 1916 г. начал работать в харьковских вагонных мастерских и принимать также участие в уже организованном раньше приехавшим на год Котловым кружке, так проработав до 1917 г. Февральская революция выхватила меня сразу из мастерских, и я был делегирован в 1-й городской совет рабочих депутатов, откуда и начал вести как партийную, так и советскую работу.
Будучи членом Горсовета, выполнял обязанности одновременно председ. райпарткома и через некоторое время стал председателем коллектива рабочих и членом горпарткома РСДРП(б). С момента организации на Южных железных дорогах совета депутатов был избран членом его, согласно постановления узлового собрания рабочих был делегирован в комиссию Плеханова по делам о зарплате железнодорожников.
Октябрьская революция дала большой простор нашей работе и поставила перед нами необходимость вооружения рабочих.
По распоряжению губкома и революц. губернск. комитета мне и еще некоторым товарищам довелось ехать в Тулу за получением оружия, которым были вооружены тогда харьковские рабочие и железнодорожники.
На 2-м Всеукраинском съезде я был избран членом ЦИКУК и последним был избран членом правительства в качестве народного секретаря путей сообщения (так назывались тогда наркоматы).
Правительство тогда находилось в Таганроге.
Во время первой оккупации Украины Петлюрой и немцами эвакуировался в Воронеж и был направлен в распоряжение харьковского губисполкома, который туда же эвакуировался из Харькова.
Последним был назначен членом ликвидационной комиссии для ликвидации дел губисполкома, которая должна была производиться в Саратове, куда раньше отправлены были дела. Ликвидировав дела, я направился в Москву, где поступил в распоряжение ликвидац. комиссии Южных жел. дорог и распоряжением НКПС Невского был послан в числе пяти товарищей в комиссию по поднятию производительности труда на железных дорогах, и в первую очередь по Пермской жел. дор. Проехав и выполнив задание по линии Вологда-Вятка-Пермь-Екатеринбург, вынужден был по занятии Екатеринбурга чехо-словаками возвратиться по этой же линии обратно и вести подготовку эвакуации железнодорожных мастерских и депо на случай необходимости.
После подавления ярославского восстания и установления связи, распоряжением НКПС возвратился в Москву и получил назначение в Курск для организ. работы на жел. дороге.
Прибыв в Курск, работал в райпарткоме, был председ. городского парткомитета и небольшое время председ. губревтрибунала.
За две недели до наступления советских войск на Украину отправился в Харьков, где по вступлении первых отрядов занялся как партийной, так и советской работой.
Организовал и был председ. райпарткома Ивановского района, организовал и был председателем райисполкома, членом губисполкома и членом губкома.
В момент второй эвакуации я был назначен комендантом эшелона эвакуировавшегося из Украины имущества и председ. ликвидационной комиссии.
Благоприятствовавшая обстановка фронта позволила харьковскому губисполкому развернуть временно свою работу в Сумах, где мне пришлось исполнять обязанности зам. пред. губисполкома.
С осложнением на фронте и отступлением из Украины эвакуировался в Москву, где производил ликвидацию дел и имущества Харьковской губ. В конце 1919 г., т. е. во второе наступление советских войск на Украину, следовал с передовыми частями армии в Харьков.
Постановлением губкома я получил задание организовать райисполком, райпартком, где был председ. до февраля 1920 г., после чего был назначен зав. губотуправа харьковского губисполкома и зам. пред. губисполкома, где работал до марта 1921 года, будучи членом бюро губкома.
В 1921 г., в марте, назначен был ЦК КП(б)У замнаркомвнуделом Украины и в июле 1921 г. был назначен ЦК КП(б)У предгубисполкома в Кременчугской губ., где проработал до мая 1922 г. После месячного отпуска и просьбы перед ЦК КП(б)У от работы в Кременчуге был освобожден и назначен зам. пред. губисполкома харьковского, где проработал с июля до сентября месяца 1922 г. В сентябре по предложению ЦК КП(б)У был назначен пред. губисполкома Полтавской губ., где проработал с сентября 1922 г. по сентябрь 1924 г. По личному ходатайству перед ЦК КП(б)У был направлен последним на повторные курсы при ЦК, где пробыл с октября 1924 г. по июнь 1925 г., и с половины июня назначен зам. пред. Совнаркома УССР. Состоял членом ВУЦИКа 2, 4, 5, 6, 7 и 8 созывов; членом ВЦИК — 1, 8, 9 и 10 созывов; членом союзного ЦИК — 1, 2 и кандид. 3-го созыва. [С 1934 торгпред СССР в Австрии.
Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.] {Гранат}