Сенокосов Юрий Петрович
(р. 28.04.1938) — спец. по истории филос. в России и филос. истории.
Род. в г. Ревда Свердловской обл. Окончил ист. ф-т МГУ (1962). Работал в Фундам. библиотеке обществ. наук, в ИФ АН СССР (там же окончил асп.), в ред. ж. "ВФ". В годы перестройки осуществлял изд. сер. кн. "Из истории Отеч. философской мысли", выходившей в виде приложения к "ВФ". Друг и ученик М.К.Мамардашвили, после смерти к-рого создал и возглавил Фонд филос. и междисциплинарных иссл. его имени. Сост. и автор предисловий ко всем изд. произведений Мамардашвили.
Ред. и автор послесловия к трехтомному изд. "Размышления о России и русских.
Штрихи к истории русского национального характера" (Т.1, 2. М., 1994; Т.3. в печати).
Круг интересов связан с традиц. для рус. религии филос. проблемами свободы и "живого знания" (С.Л.Франк), предшествующего описанию и док-ву. Как и Мамардашвили, С. считает, что нельзя начать мыслить или начать историю в некоем абсолютном смысле слова. Филос., по определению, не м.б. иррациональной, поскольку всякое прояснение, любая экспликация понятий возможны только рациональными средствами.
История завязывается актом мысли, "помещением себя во все-связь однажды случившегося, и рациональные средства есть лишь усиление и закрепление этой способности... поэтому философская работа и проделывается всякий раз заново" (Насилие и структура рациональности // Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили.
М., 1994). Будучи сторонником развития "светской", гражд. филос. в совр. России, С. полагает, что отношение человека к Богу в качестве исходного дух. переживания, из к-рого вырастает культура, и к праву как системе сохранения и развития культуры является определяющим в том смысле, что только на этой основе может появиться соц. форма, адекватная человеку как разумному существу.
Он уверен, что с этой т. зр. как дореволюц., так и послереволюц. опыт дух. жизни.в России (включая и опыт эмиграции) во многом поучителен, поскольку именно тогда ставились и открыто обсуждались проблемы свободы, демократии, собственности, рынка, ист. прошлого.
Трудность, однако, состоит в том, считает С., что постоянная гос. опека и подневольная жизнь, не лишив рус. людей надежды и чувства самоуважения, постепенно — на протяжении столетий — привели к тому, что свои недостатки они незаметно для себя превратили в достоинства и добродетель, что является гл. препятствием на пути постижения росс. проблем (Парадоксы русского гения // Литературная газ. 1991. 8 мая). Анализ и обсуждение этих проблем осуществляется в рамках Фонда им. Мамардашвили.
С. является рук. изд. первой в России библиотеки кн. по политол. и соц. филос. (в рамках Моск. школы полит. иссл.); гл. ред. ж. "Sapere dude" ("В. Моск. школы полит. иссл."). Соч.: Словарь как источник знаний о мире // Философия и социология науки и техники.
Ежегодник—1987. М., 1987; Эпистемологическая альтернатива Гастона Башляра // Там же. 1988—1989. М., 1989; Семен Людвигович Франк (Вступительная статья) // С.Л.Франк. Соч. (Сост., подготовка текста и примечания Ю.П.Сенокосова).
М., 1990; Религия и философия. (Послесловие) // Георгий Флоровский.
Священнослужитель, богослов, философ.
М., 1994.