Семенова Нимфодора Семеновна
(в замужестве Лестрелен, по афишам — Семенова "меньшая") — артистка оперной труппы Императорских театров, младшая сестра Екатерины С. Род. 1788 г. в крепостной семье, училась в театральном училище, по окончании которого зачислена была с 11 августа 1809 г. в состав драматической труппы на амплуа "невинных" с жалованьем 400 руб. в год и 150 руб. квартирных.
Обучением ее драматическому искусству занимался кн. Шаховской.
Первый обратил внимание на выдающиеся голосовые средства С. капельмейстер Кавос и стал настойчиво советовать ей учиться пению. С. последовала совету, стала брать уроки пения у Кавоса и вскоре окончательно перешла в оперную труппу.
Успехами своими на сцене С. была обязана хорошей игре: в этом отношении полезную службу сослужили ей уроки Шаховского.
Но певицей С. была довольно посредственной; голосу ее недоставало гибкости и верности, техника пения была недостаточно развита, и вообще вокальная сторона исполнения ролей была очень далека от совершенства; причина та, что С. поздно начала учиться пению. В немалой, конечно, степени благосклонность зрителей к С. объясняется ее ослепительной красотой, о которой так много восторженных отзывов сохранилось в современных театральных обозрениях.
Судя по описаниям, С. действительно была редкая красавица в классическом стиле — "высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и как смоль черными волосами" (А. Я. Головачева-Панаева).
Наибольший успех выпадал на долю С. в тех ролях, к характеру которых артистка наиболее удачно подходила своею наружностью, или в которых была особенно эффектна.
Так, исполнение роли "Весталки" (в опере Спонтини) вызывало бесконечные восторги зрительного зала по той именно причине, что С. в этой роли могла бы служить моделью для воспроизведения изящного типа классической римлянки; до того подходила своею наружностью артистка к этой роли. Также точно секрет успеха ее в одноактной опере кн. Шаховского "Новая суматоха" объясняется тем, что "тут (по словам P. Зотова) игра, пение и красота так хорошо слились, что составили что-то неподражаемое, восхитительное". Затем довольно характерным представляется и тот факт, что при исполнении роли Иоанны (в оп. Караффа "Иоанна д''Арк или дева Орлеанская") главный восторг публики вызывал именно "первый выход ее в изящно-воинственном костюме". Репертуар С. очень обширен и обнимал следующие роли: Вениамина (в опере Мегюля "Иосиф Прекрасный"), Зораимы ("Зораима и Зюльнар" Боельдье), Евхарисы (в опере "Телемак на острове Калипсы"), Сервилии ("Титово мидосердие" Моцарта), Юлии ("Ромео и Юлия" Штейбельта), Милолики ("Добрыня Никитич, или Страшный замок" Кавоса и Антонолини), графини Сюрвель ("Целый роман, или Весь день в приключениях" Мегюля), Розы ("Красная Шапочка" Боельдье), Матильды ("Елисавета, королева Английская" Россини), Анеты ("Сорока-воровка" Россини), Наташи ("Женщина-Лунатик" Кавоса), Изоры ("Волшебный лес, или Спящая красавица" Вишнякова), Розы ("Молодая вспыльчивая жена" Боельдье), Изоры ("Рауль Синяя Борода"), Агнессы ("Отец и дочь" Пера), Каролины ("Тайный брак" Чимарозы), Эльвиры ("Рожер Сицилийский" Биртона), Камиллы ("Подземелье замка Убальдо" Пера) и многие др. С. оставила театр в 1831 г. с пенсией в 4 тыс. руб. из Кабинета.
От графа Вас. Валент.
Мусина-Пушкина († 1835 г.) С. имела трех дочерей.
Лет через пять после его смерти артистка вышла замуж за французского подданного Лестрелен.
В литературных кругах С. пользовалась большим уважением: Пушкин, Грибоедов, Гнедич, кн. Шаховской, Жуковский, Катенин были частыми ее гостями.
Обладая любящим, сострадательным сердцем, артистка творила много добра бедным и нуждающимся.
Она приютила нескольких бедных девиц и воспитала наравне со своими дочерьми.
В среде мелких театральных тружеников вошло в обычай, в расчете на ее щедрость, приглашать ее крестной матерью, и артистка никому не отказывала: в одной метрической книге церкви при Театральном училище записано более двухсот ее крестников и крестниц.
Для многих семейств хористов, фигурантов, даже театральных плотников и сторожей, С. была постоянной благодетельницей.
В старости, лет за десять перед смертью, С., как и сестру ее, постигло несчастие: она лишилась зрения.
Это несчастие она переносила с замечательной твердостью, не изменяя своему кроткому, приветливому нраву. Ум. С. в СПб. 28 марта 1876 г., погребена на кладбище Новодевичьего монастыря.
Арапов, "Летопись русского театра", СПб., 1861. — М. К., "История оперы", М., 1874. — Н. И. Стародубский, "Артистки Семеновы", Русская Старина, 1873, т. VII. — Р. Зотов, "И мои воспоминания о театре", Пантеон, 1840, І—II. — Воспоминания А. Я. Головачевой-Панаевой. — Некрологи: "Музыкальный Листок", 1876 г., № 24—25; "Голос", 1876, № 94; "Народная Школа", 1876 г., № 5 и др. — "Два экспромта на игру С. в последнее представление "Женщины-Лунатика" помещены в Московском Вестнике, 1828 г., ч. ІІ. К. Храневич. {Половцов} Семенова, Нимфодора Семеновна (1787—1876) — русская оперная певица.
Воспитывалась в Театральном училище.
В 1809 г. поступила на оперную сцену, но, по отзыву знатоков, более выдавалась игрой, чем голосом.
Будучи уже старухой, С. пела в опере "Швейцарское семейство" партию 18-летней девушки.
В начале 30-х годов С. оставила сцену. {Брокгауз} Семенова, Нимфодора Семеновна — род. 1787, ум. 1876 в СПб.; известная оперная певица, воспитывалась в СПб. театральном училище; пению училась у Кавоса и Воробьева.
С. была сначала драматической актрисой, но в 1809 по настоянию Давоса перешла на оперную сцену, где и прослужила до 1828 (когда вышла замуж за Лестрелена); между прочим выдавалась своею игрой. Лучшими ее партиями были: Юлия ("Ромео и Юлия" Штейбельта), Веньямин ("Иосиф" Мегюля), Анета ("Сорока-воровка" Россини) и др. {Риман} Семенова, Нимфодора Семеновна (по сцене Семенова-младшая; по мужу Лестрелен) [1788 (в нек-рых источ. 1787) — 28.3(9.4). 1876, Петербург] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и драмы. Сестра Е. С. Семеновой.
Род. в семье крепостных.
Образование получила в Петерб. театр. уч-ще (драм. отд., кл. А. Шаховского), к-рое окончила в 1809. Будучи ученицей, впервые выступила в 1807 на сцене петерб.
Каменного т-ра в партии Милославы ("Днепровская русалка"), с 1809 была зачислена в драм. труппу этого же т-ра на амплуа инженю (Анюта — "Рассудительный дурак" А. Клушина. 1810; Федра — "Ариадна" Ж. Расина, 1811). По настоянию К. Кавоса, с 1809 выступила также в оперных спектаклях, в 1828 — на сцене моск. Большого т-ра. Оперные партии учила по слуху под рук. К. Кавоса. впоследствии брала уроки пения у Я. Воробьева.
Обладала небольшим по объему голосом приятного мягкого и чистого тембра, ярким комедийным дарованием, природной грацией, имела обаятельную сцен. внешность.
Выступала в основном во франц. комич. операх и мелодрамах.
В операх рус. композиторов пела редко. Дарованию арт. была не свойственна реалистическая направленность оперы. В ее репертуаре преобладали роли светских красавиц и мнимых деревенских "простушек". В 1820-х гг. исп. основной репертуар Е. Сандуновой, однако без особого успеха (голос С. не имел той гибкости, к-рая требовалась для исп. партий обширного репертуара).
Один из рецензентов писал о С.: "Имеет стройный стан и привлекательное греческое лицо. Голос ее довольно приятен.
С охотою и старанием, она в короткое время достигла до степени хорошей певицы; в отношении же к игре она давно уже пользуется правом отличной актрисы" ("Сын отечества". 1820. Ч. 65. № 41. С. 8). 1-я исп. партий: Милославы ("Русалка" К. Кавоса).
Параши ("Девишник, или Филаткина свадьба"), Заиды ("Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида"), Милолики ("Добрыня Никитич, или Страшный замок"),? ("Лекарь самоучка, или Животный магнетизм"), Зораиды ("Жар-птица, или Приключение Ивана-царевича"). Аббасы ("Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна"), Розальвины ("Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста"); в Москве — Алины ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье); в Петербурге — Юлии ("Пан Твардовский"): на рус. сцене — Констанцы ("Похищение из сераля"), Розы де Вольмар ("Молодая вспыльчивая жена"), Сандрильоны "Сандрильона"), Евхарисы ("Телемак на острове Калипсо"). Нинетты ("Сорока-воровка"), Розины ("Севильский цирюльник" Дж. Россини).
Церлины ("Дон Жуан"). Лучшие партии: Анетта ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Алиса ("Роберт-Дьявол"), Юлия ("Ромео и Юлия"). Др. партии: Анюта ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Сонюшка;
Вениамин ("Иосиф в Египте"), Юлия ("Весталка"), Сервилия ("Титове милосердие" В. А. Моцарта), Каролина, Евфросина, Гризельда, Принцесса Наваррская, Роза-Любовь.
Партнеры: П. Злов, Г. Климовский, В. Самойлов, М. Шелехова.
Пела п/у К. Кавоса, Ф. Шольца и др. Вместе с Е. Сандуновой участвовала в дивертисментах, где исп. рус. нар. песни. В доме С. бывали поэты А. Грибоедов, Н. Гнедич, В. Жуковский, А. Пушкин (посвятил ей шуточное стихотворение "Желал бы быть твоим, Семенова, покровом", 1817—1820). Певица пользовалась покровительством знатного мецената графа B. В. Мусина-Пушкина, с к-рым прожила св. 20 лет и имела от него двух дочерей.
В 1831 покинула сцену, в 1840 вышла замуж за А. Лестрелена.
Портреты певицы худож. О. А. Кипренского в роли Сивиллы Дельфийской (1828, в ГЦТМ) и неизв. худож. (в ЛГТМ). Лит.: Статья для иногородних.
Госпожа Семенова // Дамский журнал. 1822. Ч. 24. № 19, окт. С 36—40; Статья для иногородних.
Бенефис госпожи Семеновой 28 сентября в Большом театре // Там же. 1822. Ч. 24. № 20, окт., С 76—80; Русский биографический словарь. — СПб., 1896. С. 304—305; Нимфодора Семеновна Семенова (По поводу 25-летия со дня смерти) // Ежегодник имп. театров: Сезон 1901/1902. Прилож. 2. С. 62; Вигель Ф. Ф. Записки.
Т. 1. — М., 1928. С. 337— 338: Т. 2. С. 92, 319; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.
Очерк. — Л., 1959. C. 775; Львов М. Из истории вокального искусства. — М., 1964. С. 85; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. Оперная критика в России.
Т. 1. Вып. 1. — М., 1966; Каратыгин П. Записки. — Л., 1970.