Семенова Екатерина Алексеевна
(по мужу Быковская) [1(13). 11.1820 (в нек-рых источ. 1821), Петербург — 2(1 5).8.1906, с. Новое-Курово, под Москвой] — арт. оперы (сопрано) и драмы. Род. в семье истопника петерб.
Мраморного дворца.
Пению обучалась в Петерб. театр. уч-ще у К. Соливы (в нек-рых источ. у Ф. Даль-Окки и К. Кавоса).
По окончании уч-ща в сезоне 1841/42 дебютировала в партиях Камиллы ("Цампа, морской разбойник, или Мраморная невеста") и Алисы ("Роберт-Дьявол") на сцене петерб.
Каменного т-ра, где пела до 1844. За этот период арт. сумела завоевать популярность и стать любимицей петерб. публики.
В 1843 принимала участие в спектаклях петерб.
Итал. оперы (партии Амины и Адальжизы; была партнершей Дж. Рубини и Кривелли), в 1844 — в неск. спектаклях моск. Итал. оперы. В 1844—47 выступала на драм. сиене моск. Малого т-ра, играя в трагедиях (Офелия "Гамлет"; ее партнером был П. Мочалов), водевилях ("Анютины глазки"; партнер — А. Бантышев) и мелодрамах.
В 1847—63 солистка моск. Большого т-ра. Обладала гибким, выразительным голосом широкого диапазона (исп. партии колор., драм. сопрано и контральто), ярким сцен. дарованием.
А. Серов отмечал: "В ней есть и умение владеть прекрасным голосом, и верность интонации, и уверенность в себе, и драматическая сила. При этом любовь к своему делу — старательное, добросовестное исполнение роли" (Сын отечества. 1856. № 8. С. 112). Среди созданных ею ролей особое место занимают глубоко проникновенные образы рус. женщин. 1-я исп. партий: Эсмеральды ("Эсмеральда"), Рогнеды ("Громобой"; эта партия написана А. Верстовским специально для певицы), Наташи ("Наташа, или Волжские разбойники"), Малюка ("Сон наяву, или Чурова долина"); в моск. Большом т-ре — Наташи ("Русалка" А. Даргомыжского), Ольга ("Ольга, дочь изгнанника"), Леди Генриетты ("Марта, или Ричмондский рынок"); на рус. сцене — Эльвиры ("Фенелла, или Немая из Портачи"), Леоноры ("Трубадур"), ? ("Дина-цыганка"). Лучшие партии: Антонида, Людмила ("Руслан я Людмила", была одной из первых исп. этой партии, чередовалась с М. Степановой), Надежда ("Аскольдова могила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского: композитор писал 21 окт. 1859 Л. Кармалиной: "Не можете себе представить, как Семенова высока в партии Наташи"), Юлия ("Пан Твардовский"), Рогнеда ("Громобой"), Амина. Др. партии: Гремислава ("Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев"). Зоря; Ирена ("Велизарий"), Леонора ("Фаворитка"), Изабелла и Алиса ("Роберт-Дьявол"), Лукреция Борджа, Лючия ди Ламмермур, Норма, Анжела, Виолетта, Азучена.
Партнеры: А. Бантышев, М. Владиславлев, С. Гулак-Артемовский, Д. Куров, Л. Леонов, Д. Леонова.
О. Петров, Дж. Рубили.
Пела п/у И. Иоганниса, С. Штуцмана.
Талант арт. высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский.
А. Серов, В. Одоевский. 1-я исп. в России сольной партии в оде-симфонии "Христофор Колумб, или Открытие нового света" Ф. Давида п/у И. Иоганниса (26 марта 1848). Оставив сцену, жила в Москве.
Лит.: Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855. — СПб., 1877. Ч. 1. С. 98. 106; Карнеев М. В. Из моей памятной книжки // Петерб. дневник театрала. 1904. № 23. С. 5; Мухин Д. Памяти Е. А. Семеновой // Моск. ведомости. 1906. № 211, с. 4: Е. А. Семенова. (Некролог) //Ежегодник имп. театров: Сезон 1907—1908. Вып. 18. С. 289—290; Безекирский В. В. Из записной книжки артиста. — СПб., 1910. С. 24—26; Яковлев Вас. Московская оперная сцена в сороковых годах // Временник русского театрального общества. — М., 1925 [на обл. 1924]. [кн.] 1. С. 111—112; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 582; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. — М., 1956. Т. 3. С. 97—98; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836— 1856. — Л., 1969; Пекелис М.Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т 2. С. 135; 330—341. Семенова, Екатерина Алексеевна певица и актриса драматич., 1841 г. {Половцов}