Семенов Юрий Иванович
(р. 05.09.1929) — спец. по филос. истории, этнологии, истории первобытного об-ва, теории познания; канд. филос. наук, д-р ист. наук, проф. Род. в Свердловске.
Окончил ист. ф-т Красноярского пед. ин-та (1951), отделение филос. курсов преп. обществ. наук при Уральском ун-те (1952). С 1952 — ст. преп., доц. Красноярского пед. ин-та, с 1962 — зав. кафедрой филос. Ряз. мед. ин-та, с 1967 — проф., с 1980 — зав., с 1984 — проф. кафедры филос. Моск. физ.-тех. ин-та. В 1968—1970 — ст. н. с. сектора методол. истории Ин-та всеобщей истории.
С 1972 — ст., вед., гл. н. с. Ин-та этнографии (с 1990 — Ин-т этнологии и антропологии).
Канд. дисс. — "Возникновение и основные этапы развития труда" (1956). В качестве докт. дисс. защищена монография "Возникновение человеческого общества" (Красноярск, 1962). Проф. по кафедре филос. (1964). С. создал свою концепцию социогенеза и предложил оригинальное решение проблем происхождения производства, соц.-экон. и иных обществ. отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии.
Разработал схему эволюции семейно-брачных отношений, в к-рой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивид, брака. Предложил новую периодизацию первобытной истории.
Особо была выделена эра становления человека и об-ва (праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн. лет. Оставшийся период был подразделен на эпохи раннего первобытного (первобытно-ком.), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) об-ва. Разработал теорию первобытной экономики и проследил логику развития соц.-экон. отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения политарного ("азиатского") способа производства.
Выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил свое решение проблемы становления частной собственности, классов и гос-ва. Выделил 6 осн. типов предклассового об-ва и показал многообразие путей и вариантов перехода к классовому об-ву. Создал концепцию политарного ("восточного") об-ва, в частности, выделил два осн. его вида и три его варианта.
Разработал концепцию собственности вообще и частной собственности в особенности.
Подразделил последнюю по одному признаку на полную и верховную, по др. — на персональную, групповую и общеклассовую.
Разработал понятие "обществ.-экон. уклад" и раскрыл его значение для анализа соц.-экон. строя об-ва. Проанализировал понятие "производительные силы" и выявил еще два, кроме прогресса техники, способа повышения уровня их развития — темпоральный и демографический.
Ввел в качестве ист. и филос.-ист. категорий понятия социоист. организма (социора), геосоц. и демосоц. организмов, социорной системы, ист. гнезда, ист. арены, ист. центра и ист. периферии, мировой системы, центр. ист. пространства, ист. зоны, обществ.-экон. параформации.
Разработал концепцию межсоциорных связей в мировой истории, ввел ряд новых понятий (социорная индукция, супериоризация, латериализации, ультрасупериоризации и др.). Создал глоб.-формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории.
Проанализировал развитие России в новейшее время, обосновал вывод, что после Октября 1917 в ней начался процесс становления общеклас. частной собственности и политарного классообразова-ния, к-рый завершился возникновением неополитарного об-ва. Вскрыл ист. условия, сделавшие этот процесс неизбежным, показал роль неополитаризма в мировой истории.
Развил теорию этноса и нации. Показал, что этносов в первобытную эпоху не было. Слово "народ" применительно к этому времени означает не этнос, а конгломерат демоциальных организмов с общими культурой и языком.
Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности.
Индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, как членов этноса, а наличие общего отечества.
Нация, по С., есть явление не этническое, а прежде всего полит. Разработал концепцию не только происхождения, но и эволюции религии.
Последовательно возникающие формы первобытной религии — магия, оменализм и мантика, фетишизм, эманизм, демонизм (анимизм) и политеизм.
Стадиями в развитии религии класс. об-ва являются сервиологич. (традиц.-ритуальные) и соте-риологич. конфессии.
В обл. теории познания занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творч. характера человеч. познания.
Уточнил понятие детерминизма вообще, детерминизма в истории в частности.
Соч.: Возникновение и основные этапы развития труда // Уч. зап. Красноярск, пед. ин-та. Т.6. Вып.2. 1956; К вопросу о первой форме классового общества // Там же. Т. 9. Вып. 1. 1957; Как возникло человечество.
М., 1966; К определению понятия "нация" // Народы Азии и Африки (далее — НАА). 1967. № 4; Детерминизм абсолютный (лапласовский) и детерминизм диалектический // Философские проблемы современной физики.
М., 1969; Познание и творчество // Современная физика и проблемы марксистско-ленинской теории познания.
М., 1972; Происхождение брака и семьи. М., 1974; Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации.
Проблемы теории.
М., 1978; Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии // Государство и аграрная эволюция в развивающихся странах Азии и Африки.
М., 1980; Общественно-экономические уклады // Теория общественно-экономической формации.
М., 1982; Эволюция религии: смена общественно-экономических формаций и культурная преемственность // Этнографические исследования развития культуры.
М., 1985; Социально-экономический строй Древнего Востока: Современное состояние проблемы // НАА. 1988. № 2; О первобытном коммунизме, марксизме и сущности человека // Этнографическое обозрение (далее — ЭО). 1992. № 3; Об "архаическом обществе", классогенезе, политогене-зе и еще о десятке подобного же рода сюжетов // Восток. 1993. № 5; Переход от первобытного общества к классовому: Пути и варианты развития // ЭО. 1993. № 1. № 2; Россия: Что с ней случилось в 20 веке // Российский этнограф.
Вып.20. М., 1993; Экономическая этнология.
Первобытное и раннее предклассовое общество.
Ч.1—3. М., 1993; Этнология и гносеология // ЭО. 1993. № 6; Материалистическое понимание истории: За и против // Восток. 1995. № 2; Россия: Что с ней было, что с ней происходит и что ее ожидает в будущем.
М., 1995; О проблеме истины в научном познании // Диалог. 1996. № 9; Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории.
М., 1996; Введение во всемирную историю.
Вып.1. Проблема и понятийный аппарат.
Возникновение человеческого общества.
М., 1997; Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и пространстве // Философия и общество (далее — ФиО). 1997. № 1; О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века // ФиО. 1997. № 4; Формы общественной воли в доклассовом обществе: Табуитет, мораль и обычное право // ЭО. 1997. № 4; Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // ФиО. 1998. № 3; Предмет этнологии (этнографии) и основные составляющие ее научные дисциплины // ЭО. 1998. № 2; Введение во всемирную историю.
Вып.2. История первобытного общества.
М., 1999; Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции.
М., 1999. [Списки трудов С. см.: СЭ. 1989. М5 (публикации 1956—1989); ЭО. 1997. № 1 (публикации 1990—1996); ФиО. 2000. № 2].