Самокиш Николай Семенович
— баталический живописец, рисовальщик и аквафортист; род. в 1860 г.; учился в нежинской гимназии, из которой, в 1879 г., перешел в ученики Имп. Академии художеств, где в 1884 г. был награжден мал. золот. медалью за написанную по конкурсной программе картину "Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 г." и в 1885 г. удостоен больш. зол. медали за исполнение программы "Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 г.". После того, состоя пенсионером академии с 1885 по 1888 г., совершенствовался в Париже под руководством Детайля и дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание имп. Александра III и его супруги в Тифлисе.
Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно черченных пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим для описаний коронования имп. Александра III и ныне благополучно царствующего Государя Императора.
Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30-ти листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади. {Брокгауз} Самокиш, Николай Семенович (Samokich), род. 1860 г.; классный художник 1-й степени по баталической живописи; в 1884 г. получил малую, a в 1885 большую золотую медаль за баталические программы.
С 1885 по 1888 пенсионер академии; учился y Деталя.
Много путешествовал.
Его офорты: 1. Голова лошади (мал. доска). 2. Офицер и солдат верхом.
Во 2-м состоянии прибавлены легкие очертания нескольких верховых на втором плане. 3. Солдат в полной амуниции стоит, опершись на ружье: "Самокиш — 1881". 4. Улыбающийся солдат в кепи; погрудное изображение (1881). 5. Белая лошадь.
В 1-м сост. тени едва намечены. 2-е сост. оконченной доски. В 1-м и 2-м сост. подпись: "Самокиш". 6. Неудавшийся женский погрудный портрет.
Этой доски было 3 состояния, на 2-м и 3-м находится подпись: "Самокиш | 1882". 7. Прицел из пушки. На грязной дороге, среди луж, стоит пушка, около казенной части ее стоят три солдата, один прицеливается, другой держит банник, третий стоит рядом; на первом плане офицер смотрит в бинокль, за пушкою две пары лошадей с верховыми.
Во 2-м состоянии доски прибавлено много работ. 8. Маленькая доска. Закутанный артиллерийский солдат, верхом на лошади, держит другую в поводу: "Самокиш". 9. Артиллерийский солдат в рубахе, верхом на лошади в хомуте; без фона: "Самокиш". 10. Гусарский офицер сидит на складном стуле: "Н. Самокиш". 11. Две лошадки, белая и темная, стоят рядом и щиплют траву. 12. Две оседланные лошади и два охотника: "Самокиш". 13. Борзая собака с черными пятнами на голове и на боку. 14. Пароконная телега стоит y корчмы; в ней сидит охотник; в телегу влезает военный: "Н. Самокиш 1883". 1-е отпеч. чистый офорт; 2-е пройдены иголкой. 5.2 х 6.9. 1-е сост. без неба. Во 2-м — сделаны штрихи на небе и доска пройдена.
В 3-м — доска значительно пройдена, оттиски этого состояния приложены к 4-му выпуску журн. Вестн. Изящ. Искусств 1884 г. с подписью: "Отъезд на охоту". На 1-м и 2-м оттисках подпись: "Н. Самокиш"; в 3-м прибавлен год: "1883". 15. Две гончие собаки на смычке: "Н. Самокиш". 16. Дохлая лошадь, борзятник верхом, две борзые нюхают лошадь; ворона улетает от трупа: "Н. Самокиш". 17. Лошадь в узде; с набором: "Н. Самокиш". 18. Портрет инфанты Изабеллы: "Simon De Vos pinx | Самокиш sculp. L''infante Isabelle I Gouvernante des Pays-Bas". Этой доски было несколько состояний. 19. Портрет барона Фредерикса.
Погрудное изобр. в фуражке.
Под портретом картинка, писанная Самокишем и поднесенная барону Фредериксу при оставлении им Конногвардейского полка, которым он командовал: "Н. Самокиш". 20. Три борзые собаки лежат y ног борзятника, сидящего на лавке: "Н. Самокиш. 1883 г.". 21. Две борзые собаки: "Н. Самокиш". 22. Воин в шлеме и плаще держит кремневое ружье на плече: "Н. Самокиш | 1885". 23. Амазонка скачет по грязной дороге: "Н. Самокиш". 24. Маленькая доска (в длину) — двое мужчин ходят под деревьями; левее крестьянин держит двух верховых лошадей: "Н. Самокиш". 25. Амазонка, с кавалером, остановились в лесу на берегу озера: "Н. Самокиш". 26. Крестьянин, привезший на санях лед: "Н. Самокиш". 27. Крестьянский двор (неразборчивая подпись названия селения). 28. Длинная и узкая доска. Улица в деревне; направо на первом плане телега и три распряженные лошади. 29. Пейзаж, налево деревья, направо вдали река. Над деревьями название местности (наоборот) написано неразборчиво. {Ровинский} Самокиш, Николай Семенович Род. 1860, ум. 1944. Живописец, создатель многофигурных батальных композиций ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935, и др.). Заслуженный деятель искусств России (1937). Лауреат Государственной премии СССР (1941).