Самойлова Софья Васильевна
(Самойлова — по мужу; урожд. Черникова) [1787 (в нек-рых источ. 1786) — 19.2(3.3). 1854, Петербург] — арт. оперы (сопрано) и драмы. Жена В. М. Самойлова, родоначальница известной актер. династии.
Род. в семье артистов В. Черникова и П. Черниковой.
Обучалась в Петерб. театр. уч-ще. Вокальное мастерство совершенствовала под рук. композитора и педагога С. Давыдова.
Впервые вышла на сцену в 1798. В 1804, успешно дебютировав в роли Лизы в драме "Лиза, или Торжество благодарности" Н. Ильина на сцене петерб.
Придв. т-ра, была принята в труппу, где выступала до 1843 в операх, водевилях и драмах.
Обладала прекрасным гибким голосом, комедийным дарованием.
Критика называла С. "истинным украшением женского персонала русской оперы". "В опере и водевиле первое место занимала г-жа Черникова (ныне Самойлова).
Она была чрезвычайно мила собою, пела бесподобно и играла прелестно.
Лучшей актрисы и певицы я не видал на нашей сцене" (Пантеон русского и всех европейских театров. 1840. Ч. 1.С. 86). 1-я исп. партий: Параши ("Ям"), Лесты ("Леста, днепровская русалка"), Русиды ("Илья богатырь"), Лесты ("Русалка" К. Кавоса), Зелии ("Три брата горбуны"), Таисии ("Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся"), Маши ("Посиделки, следствие Яма"), Федоры ("Девишник, или Филаткина свадьба"). Вари ("Крестьяне, или Встреча незваных"), Флорины ("Желтый Карло, или Волшебница мрачной пустыни"), Теклы ("Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме"), Анюты ("Русская крестьянка, или Встреча у ручья"), Батильды ("Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста"), Софьи ("Женщина-лунатик замужем"), Маргариты ("Женевьева Брабантская"), Фатимы ("Доктор в хлопотах"), Машеньки ("Казачка, или Возвращение из похода"); в Петербурге — Прелесты ("Мнимый невидимка"), Зюлены ("Забавы калифа, или Шутки на одни сутки"); на рус. сцене — Блондхен ("Похищение из серия"), Зеиды ("Зораима н Зюльнар"), Берты ("Красная шапочка"). Камиллы ("Жоконд"). Лучшие партии: Леста ("Днепровская русалка"), Таисия.
Др. партии: Маша ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Прията;
Янка, Аврора де Глисенвий, Принцесса Наваррская, Виргиния, Лоретта, Леонарда.
Луция, Лиза ("Выдуманный клад"). Флора ("Двое слепых"). Графиня ("Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран"), Тереза ("Молодая вспыльчивая жена"), Анюта ("Мельничиха, или Молинара"). Партнеры: Я.Воробьев.
Н. Дюр, А. И. Иванов", П. Злов. А. Пономарев, В. М. Самойлов.
Е. С. Семенова.
Пела п/у К. Кавоса.
Арт. славилась исп. рус. нар. плясок, а также романсов и нар. песен. Рано потеряв голос, С выступала лишь в тех партиях, к-рые не требовали значительной вокальной нагрузки.
Портрет С. неизв. худож. — в ЛГТМ. Лит.: С В. Самойлова. (Некролог) // Пантеон. 1854. март. С. 100: Морков В. Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год. — СПб., 1862. С 45, 67; Очерки по истории русской музыки. — М., 1956. С. 368; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки.
Очерк. — Л., 1959. С. 447—449. Самойлова, Софья Васильевна драматич. актриса и певица, мать Н. В. и С. В. Самойловых (см. соотв. статьи), ур. Черникова; р. 1786 г., 16 сент., † 1854 г. 19 февр. {Половцов}