Сагатовский Валерий Николаевич
(р.11.01.1933) — спец. по метафилос., онтологии, гносеологии, филос. антропологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Ленинграде.
В 1955 окончил филос. ф-т ЛГУ. Работал учителем на Горном Алтае. С 1959 по 1977 преподавал филос. в Томске (мед. ин-т: с 1959 — асс., с 1965 — доц., 1969 — зав. кафедрой; ун-т: проф. с 1973), с 1977 — в Симферополе (ун-т: проф., с 1984 — зав. кафедрой).
С 1993 — проф. СПбГУ. Действ. чл. Академии гуманит. наук. Канд. дисс. — "Чувственные основы и логическая природа понятия" (1962). Докт. дисс. — "Основы систематизации всеобщих категорий" (1969). Как отмечает С., не принимая новых догм о "конце метафизики", смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеол. ангажированности, так и "игры в бисер", он последовательно разрабатывал целостную филос. концепцию "развивающейся гармонии" как основу ноосферного мировоззрения.
Искомая целостность, по убеждению С., задается онто-антропологич. принципом (укорененность сущностных человеч. качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу уровней бытия (способов существования, данности друг другу). Такими уровнями являются материя (существующая относительно объективных взаимодействий), идеальное (душа, экзистенция), существующее относительно субъективной интерпретации, и трансцендентное (дух), как непредикативная самотождественность целого.
Этот подход позволил в метафилос. рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру. В онтологии построена специфическая система всеобщих категорий — сначала как атрибутов материи, а в наст. вр. — как атрибутов бытия в целом. Дана трактовка соотношения относительного и абсолютного бытия как коррелятивного взаимодействия и присутствия, в к-рой осуществлена критика любых попыток натурализации и антропоморфизации абсолюта.
В гносеологии предложена уровневая концепция идеального бытия человека как единства реля-тивно-информац. и субстанциального (фундам. настроя) уровней; продолжены в применении к совр. реалиям отеч. традиции "цельного знания" и "цельного опыта", рассмотрены в этом контексте специфика и возможности интервального и системного подходов; показано соотношение субъектно-объектного познания, субъектно-субъектного понимания и глубинного общения с трансцендентной реальностью (в конкретной интерпретации — науки, искусства и нравственности, религ. чувства, осн. формами к-рых являются стремящееся к однозначности знание, полиинтерпре-тируемый символ-метафора и "мудрость молчания" в медитации).
В филос. антропологии и аксиологии показано соответствие систем сущностных (интегральных) качеств человека — универсальных аспектов жизнедеятельности — базовых ценностей; отстаивается позиция, согласно к-рой сущностью человека является диалектика свободы и ответственности в творч. доопределении бытия. В соц. филос— очерчены основы целостно-интеракционного подхода, где жизнедеятельность соц.-антропологич. целостности предстает как взаимодополнительное единство естеств.-ист. процесса, деятельности и глубинного общения в динамике, а в статике соответственно как единство естеств.-ист. формации (обобщение понятия обществ.-экон. формации), культуры и дух. атмосферы; предложены критерии нормы и прогресса в нелинейном ходе истории с позиций органического единства осн. уровней бытия мира и человека и роли последнего в космич. процессе "становящегося всеединства" на основе свободного выбора.
В целом разрабатываемая филос. концепция служит обоснованием филос.-мировоззренч. направления — антпропокосмизма, в к-ром на смену антропоцентризму (приоритет человека) и тео- или космоцентризма (приоритет надчеловеч. сущностей) приходит идея паритета, диалога и сотворч. человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся (т. е. содержащей в себе имманентный момент противоречий и трагичности) гармонии личности, об-ва и природы на основе принятия самоценности каждой из сторон; и это — единственная альтернатива глоб. катастрофе.
Применяя свою филос. концепцию к разработке соответствующего мировоззрения, С. предпринял анализ "русской идеи", суть к-рой он видит в принятии соборности (солидарности), преодолевающей на основе взаимного признания самоценности индивидуального и целого, ограниченности индивидуализма и либерализма, с одной стороны, и коллективизма и тоталитаризма, с др. С этих же позиций он рассмотрел проблемы и перспективы в решении глоб. проблем.
Соч.: Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании.
Томск, 1968; Вселенная философа.
М., 1972; Основы систематизации всеобщих категорий.
Томск, 1973; Метод сравнительного категориального анализа // Материалы XV Всемирного конгресса по философии.
М., 1974; Деятельность как философская категория // ФН. 1978. № 2; Системная деятельность и ее философское осмысление // Системные исследования.
Ежегодник—1980. М., 1981; Общественные отношения и деятельность // ВФ. 1981. № 12; Весы Фемиды и суд совести.
М., 1982; Культура и диалектика общественного развития // Культура и диалектика.
Куйбышев, 1983; Об интервальном подходе к парадоксам // Диалектика и стиль мышления.
Севастополь, 1983; Истина в ее отношении к деятельности и действительности // Истина как гносеологическая категория.
Свердловск, 1983; Философия как рефлексия культурных ценностей // Материалы XVII Междунар. конгресса.
М.,1983; Философия как деятельность. (Депонировано в ИНИОН). М., 1988; Об эмпирическом базисе философии // ФН. 1988. № 12; Рациональное и иррациональное в деятельности // Рациональность науки и практики: закономерности сближения.
Свердловск, 1989; Категориальный контекст деятельного подхода // Деятельность: теории, методология, проблемы.
М., 1990; Ключевые ценности образования // Студия гу-манистика.
Прага. 1990. № 2 (на англ. яз.); Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза.
Новосибирск. 1992; Целостно-интеракционный подход к философии истории // Западная и русская историография: современные взгляды.
Нью-Йорк, 1993 (на англ. яз.); Социальная философия: в поисках целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3—4; Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994; Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии.
СПб., 1995; Человеческие качества и система базовых ценностей // Ценностные исследования. 1996, июнь. Нью-Йорк (на англ. яз.); Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения).
Ч.1. Философия и жизнь. СПб., 1997; Онтология и семиотика диалога // Философский поиск. Минск. 1997. № 3; О судьбах философии // Категории.
М., 1997. № 2; Так что же такое духовность? // Школа духовности.
М., 1998. № 2; Философия развивающейся гармонии.
Ч.П. (Онтология.
Мир и Человек: укоренен ли Человек во Вселенной?). Ч.III. (Антропология.
Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). СПб., 1998—1999; Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб., 2001.