Сабурова Аграфена Тимофеевна
(урожденная Окунева) — артистка труппы Императорских московских театров, род. 1795 г., в С.-Петербурге.
В 1807 г. поступила в школу Имп. с.-петербургских театров; в 1809 г. вместе с другими воспитанниками и воспитанницами этой школы была переведена в Москву для пополнения московского кордебалета.
В 1812 г. — еще воспитанницей — С. с большим успехом исполнила роль Наташи в комедии Аблесимова: "Мельник, колдун, обманщик и сват". Во время французского нашествия личный состав московских театров был переведен в Кострому; встретив здесь самый радушный прием со стороны местного губернатора Пасынкова, артисты и артистки нередко устраивали в его доме спектакли, и молодая С. — неизменная участница этих домашних спектаклей — вскоре сделалась любимицей костромского общества.
Не оставляя школьной скамьи, С. 30 августа 1814 г. была зачислена в состав московской труппы после блестящего дебюта в роли Настасьи в пьесе "Старинные святки". В 1816 г., по окончании курса в театральном училище, С. получила первый бенефис, а затем стала получать бенефисы ежегодно.
В первое время своей службы С. преимущественно выступала в операх тогдашнего репертуара: Моцарта, Россини, Боэльдье, Кавоса, Давыдова и др. композиторов.
В комедиях и водевилях С. исполняла роли молодых любовниц и субреток и вносила в игру много огня и веселости.
С 1831 г. перешла на амплуа комических старух и по отзывам очевидцев исполняла эти роли "с совершенством неподражаемым". Неизменные и самые прочные симпатии публики были постоянной ее наградой за беззаветную преданность интересам искусства.
Поименовать пьесы, в которых участвовала С., невозможно: это значило бы пересчитать весь громадный репертуар московских театров за 40 лет. 31 авг. 1855 г. Сабурова по слабости зрения вышла в отставку и переселилась в С.-Петербург, где служили при театре ее дети. В Петербурге С. выступила перед публикой всего два раза (если не считать ее участия в семейных любительских спектаклях): в бенефис своей родственницы П. И. Орловой и в спектакле, устроенном в пользу литературного фонда. Скончалась 21 января 1867 г. С. была замужем (с 1822 г.) за артистом А. Т. Сабуровым, умершим от холеры в 1831 г., и имела пятерых детей, из которых трое тоже посвятили себя театру.
В. И. Родиславский: "Аграфена Тимофеевна Сабурова" ("Пантеон", 1855 г., XXIII, 9). Некрологи: "Антракт", 1867 г., № 5; "Иллюстрированная Газета" В. Р. Зотова, 1867 г., № 6. {Половцов} Сабурова, Аграфена Тимофеевна († в 1867 г.) — выдающаяся московская актриса.
Сперва пела в русских операх; потеряв голос, стала играть роли благородных матерей; прослужив 40 лет, в 1855 г. оставила сцену. Ее дочь, Екатерина Александровна, известная драматическая актриса, на сцене СПб. Александринского театра с 1855 г., раньше того выступала в Москве (с 1846 г.) в операх и водевилях с пением.
Лучше всего ей удавались роли Софьи Павловны ("Горе от ума") и Елены Глинской (драма Полевого).
См. "Из воспоминаний Е. А. Сабуровой" ("Ежегодник Имп. театров", сезон 1895—1896). {Брокгауз} Сабурова, Аграфена Тимофеевна (по мужу; урожд. Окунева) [1795, Петербург — 21.1(2.2). 1867, там же] — арт. оперы (сопрано), балета и драмы. С 1807 обучалась на балетном отд. в Петерб. театр. уч-ще, в 1809—16 — в Моск. театр. уч-ще. Будучи ученицей уч-ща, принимала участие в балетных спектаклях.
В 1812 с успехом выступила на оперной сцене в партии Анюты ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), а в 1814 была зачислена в моск. труппу, где до 1831 выступала в операх (В. А. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини, Г. Спонтини, Ф. Буальдье, Э. Мегюля, К. Кавоса), водевилях, комедиях и драмах.
Исп. отличалось естественностью и яркой комедийностью. 1-я исп. партий: Версак ("Проситель"), Даши ("Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"), Луизы ("Три десятки, или Новое двухдневное приключение"), Сидонии ("Бочонок пороху"), Роксаны ("Волшебный нос, или Талисманы и финики"), Графини ("Похищенный офицер"), Маргариты ("Обезьяна-воровка, или Жертва злобы и ослепления"), Крестьянки ("Девкалионов потоп, или Меркурий-предъявитель"), Княгини ("Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль"), ? ("Выкуп Барда, или Сила песнопения"); в Москве — Лизетты ("Комик и портной"), Марфы Петровны ("Варвара, ярославская кружевница"), Оленьки ("Лунная ночь, или Домовые"), Анны Васильевны ("Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры"); в моск. Большом т-ре — Бригадирши ("Карантин"), Маргариты ("Обезьяна-воровка, или Жертва злобы и ослепления"), Вероники ("Орлиное гнездо в Богемских горах"), Луции ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Терезы ("Сомнамбула"), Памелы ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Елисаветы ("Лодоиска, или Благодетельный татарин"), Линины ("Рославлев"); на рус. сцене — Мадам Шарлотты ("Невеста"), Гертруды ("Царь земных духов"), Катерины ("Вампир, или Мертвец-кровопийца"), Гиацинты ("Черное домино, или Таинственная маска"). Баронессы ("Мария, или Безнадежная любовь"). Г-жи Бертрам ("Каменщик"), Приятины ("Встарь и ныне"). Партнеры: А. Бантышев.
В. Воеводин, В. Живоки-ни. Н. Лавров.
Н. Репина, М. Щепкин.
Пела п/у И. Иоганниса.
И. Фельцмина.
С 1831 до 1855 выступала гл. обр. надрам. сцене. Лит.: Родиславский В. И. А. Т. Сабурова // Пантеон. 1855. Т. 23. Кн. 9; А. Т. Сабурова. (Некролог) // Антракт. 1867. № 5. С. 5—6; А. Т. Сабурова // Театр. газета. 1917. № 5. С. 14; Боборыкин П. Д. За полвека. — М.; Л., 1929. С. 46; Львов М. Из истории вокального искусства. — М., 1964. С 75. Сабурова, Аграфена Тимофеевна московск. актриса; р. 1799 г., на сцене с 1817 г., † 1867 г. {Половцов}